На прошедшем во Владивостоке Восточном экономическом форуме (ВЭФ) Китай на встрече с Владимиром Путиным представлял Ли Чжаньшу — глава законодательной власти и третий человек в государстве. Он считается давним переговорщиком с Россией, а его визит — первая зарубежная поездка китайского руководителя такого уровня после начала пандемии COVID-19. RTVI разбирался, какую роль в китайской политике играет Ли, и можно ли рассматривать его визит как подготовку к скорой встрече Путина и китайского лидера Си Цзиньпина.
Ли Чжаньшу — председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП — высшего органа законодательной власти в Китае). Он — третий человек в китайской иерархии. Вместе с председателем КНР Си Цзиньпином он входит в руководящий орган Компартии Китая — постоянный комитет политбюро ЦК КПК, состоящий из семи самых влиятельных членов партии.
В среду, 7 сентября, на полях ВЭФ у Ли состоялась двусторонняя встреча с Путиным, на которой российский президент попросил передать «самые наилучшие слова и пожелания» председателю Китайской Народной Республики Си Цзиньпину, которого он назвал «своим хорошим другом». Ли Чжаньшу тут же передал ответный «сердечный привет и наилучшие пожелания».
Китайские политики и предприниматели традиционно преподносятся как главные гости форума во Владивостоке, или, как его называют в Китае, Хайшэньвэе (дословно — «бухта морских огурцов»). На китайцев делают ставку в качестве ключевых зарубежных партнеров в развитии российских дальневосточных территорий.
Чем известен Ли Чжаньшу
Ожидается, что встреча Си с Путиным состоится на саммите ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) в Самарканде, который пройдет с 15 по 16 сентября. Ли Чжаньшу — один из самых близких к китайскому лидеру политиков. Считается, что их дружба берет свое начало еще в 1980-х годах, когда оба только начинали карьеру в компартии и работали в провинции Хэбэй — регионе вокруг Пекина. С 1983 по 1985 годы Ли Чжаньшу занимал должность партсекретаря уезда Уцзи, а на аналогичной должности в соседнем уезде Чжэндин был в те же годы Си Цзиньпин.
Пути Ли и Си разошлись после того, как Си Цзиньпина в 1985 году направили в провинцию Фуцзянь — регион на побережье Тайваньского пролива. Ли же время продолжил работу в Хэбэе, войдя в 1993 году в состав бюро провинциального комитета КПК. С 1998 по 2003 годы он работал в парткоме провинции Шэньси в центральном Китае. В том числе год занимал должность секретаря горкома региональной столицы — Сианя.
В 2003 году Ли перевели в Хэйлунцзян — провинцию на северо-востоке Китая, граничащую с российскими дальневосточными регионами. В 2007 году Ли возглавил правительство этой провинции. О тогдашнем опыте работы с Россией Ли Чжаньшу вспомнил и на ВЭФ-2022: «Я хорошо знаю все совместные [российско-китайские — RTVI] проекты, которые я сам лично продвигал в свое время. Я ощущаю, что географическая близость как прочная основа дружбы обещает двум регионам огромный потенциал для сотрудничества, а также их богатые ресурсы и прекрасная экология».
С 2010 по 2012 год Ли Чжаньшу был главой парткома КПК горной провинции Гуйчжоу с населением почти в 40 млн человек. Партийная газета «Жэньминь Жибао» называла этот регион «провинцией с самым большим количеством бедняков и самым высоким уровнем бедности в Китае». Тогда Ли числился кандидатом в члены ЦК, куда входят около 200 самых влиятельных людей в партии.
В 2012 году, когда Си Цзиньпин стал председателем КНР, Ли Чжаньшу сразу вошел напрямую в Политбюро ЦК из 25 человек. Ему поручили возглавить Канцелярию ЦК КПК — орган, занимающийся графиком членов Политбюро и выстраивающий внутренний документооборот ЦК, схожий по своему функционалу с российской администрацией президента. По мнению политолога из Брукингского института Чэн Ли, специализирующегося на изучении китайских элит, именно опыт работы в разных частях Китая стал преимуществом Ли при назначении на эту должность. Такой опыт Ли Чжаньшу мог быть полезен для Си Цзиньпина с точки зрения координации региональных руководителей.
Китаист Александр Габуев полагает, что с 2015 года Ли Чжаньшу доверили переговоры с Россией по стратегическим вопросам. В 2015 и 2017 годах он встречался с Владимиром Путиным и поддерживал контакты с руководством президентской администрации в рамках специального механизма, созданного по инициативе лидеров обеих стран. Габуев отмечает, что такой формат взаимодействия с ЦК КПК был только у России.
В 2017 году, с началом второго срока пребывания Си Цзиньпина в должности главы государства, Ли Чжаньшу вошел в высший партийный орган — Постоянный комитет Политбюро, а с 2018 года и по сей день возглавляет законодательную ветвь власти Китая.
Что он делал в России
По мнению доцента кафедры востоковедения МГИМО Ивана Зуенко, для ВЭФ Ли Чжаньшу в качестве главы китайской делегации — идеальный вариант. «Он имеет достаточно высокий статус и политический вес, так что это точно выражение уважения со стороны Пекина по отношению к России и форуму», — объяснил Зуенко RTVI.
Китайские руководители такого уровня не совершали зарубежных визитов с начала пандемии COVID-19, они предпочитали формат видео-конференц-связи. Владивосток — первая остановка Ли Чжаньшу. Затем он поедет в Москву, где проведет встречи со спикерами Совета Федерации Валентиной Матвиенко и Госдумы Вячеславом Володиным, а после — посетит Монголию, Непал и Южную Корею.
На пленарном заседании ВЭФ Ли Чжаньшу подчеркнул устойчивость российской экономики под давлением введенных санкций. «С удовлетворением отмечаем, что под руководством президента Путина экономика России не была раздавлена жесткими санкциями США и их сателлитов. За весьма короткое время она стабилизировалась и продемонстрировала стрессоустойчивость», — заявил Ли.
Как объяснил RTVI главный научный сотрудник Центра комплексного китаеведения и региональных проектов Василий Кашин, крупные саммиты, такие как, например, саммит ШОС в Самарканде, всегда тщательно готовятся. «На самом деле Си Цзиньпину и смысла ехать на ВЭФ особо не было, так как в любом случае лидеры двух стран скоро встретятся. При этом саммиты такого масштаба, особенно когда лидеры двух стран не виделись друг с другом продолжительное время, тщательно готовятся по линии МИД. Участие председателя постоянного комитета ВСНП Ли Чжаньшу в ВЭФ и его будущие встречи с главами двух палат Федерального Собрания тоже можно рассматривать как часть подготовки к саммиту — они задают положительный тон непосредственно перед самим саммитом и позволяют дополнительно согласовать позиции», — подчеркнул эксперт.