22 октября завершил работу XX съезд Коммунистической партии Китая. 23 октября прошло первое пленарное заседание Центрального комитета, по итогам которого был объявлен новый состав ЦК и политбюро компартии, а действующий лидер Си Цзиньпин ожидаемо переизбирался на третий срок. Как на эти события отреагировали мировые СМИ — в материале RTVI.

«Доминирует только одна фракция — Си Цзиньпина»

В центре внимания западных СМИ оказался состав Посткома Политбюро (ПК), лояльного Си Цзиньпину и отсутствие преемника Си.

Новый круг власти в Пекине состоит «только из сторонников диктатора», что должно стать тревожным сигналом для демократического мира, пишет немецкая Der Tagesspiegel. «Иллюзия настроенного на реформы Китая наконец рассеялась», — пишет газета.

Си Цзиньпин достиг своей цели в консолидации власти, при этом внутри партии не осталось плюрализма, который в некоторой форме присутствовал раньше, рассказал Euronews французский китаевед Жан-Пьер Кабестан.

«…Проблема в том, что при наличии группы соглашателей остается гораздо меньше сдержек и противовесов. Конечно, можно возразить, что в однопартийной системе сдержки и противовесы в любом случае очень слабы. Но, по крайней мере, в прошлом было несколько фракций, которые боролись друг с другом и следили друг за другом. <…> Сейчас в партии доминирует только одна фракция — фракция Си Цзиньпина. И очевидно, что все эти лидеры работали с Си Цзиньпином, их продвигал Си Цзиньпин, и никакие другие фракции не представлены в руководстве», — говорит Кабестан.

Wu Hao / EPA / TASS

«Си-тай»

«Си доминирует в китайской политике, как ни один лидер со времен Мао Цзэдуна. Его третий срок переворачивает нормы преемственности, призванные предотвратить возвращение единоличного правления», — пишет The Wall Street Journal. Си Цзиньпин стал первым лидером после Мао, избранным главой партии на третий срок. К сравнению этих двух лидеров СМИ прибегали еще до начала съезда (подробнее — в материале RTVI).

Хотя параллели бросаются в глаза, между Си и Мао ошибочно проводить прямую аналогию, отмечает Би-би-си, ссылаясь на мнение профессора китайской истории в Нью-Йоркском университете Ребекки Карл.

Би-би-си напоминает, что в начале своего второго срока, в 2017 году, Си «намеренно повторил» слова Мао 1949 года («Китайский народ встал»), заявив: «Китай встал, разбогател, стал сильным и выходит на передний план». Но все же Китай под руководством Си — не Китай Мао Цзэдуна: «…Амбиции Си в отношении себя и своей страны намного превосходят все, о чем когда-либо мечтал Мао. Мао, по общему мнению, был разрушителем, который порвал свод правил не один, а несколько раз. Но Си не анархист, он даже не бунтарь. И уж точно не хочет, чтобы хаос времен Мао, разваливший его собственную семью, вернулся. Чего он [Си] действительно хочет, так это быть самым могущественным лидером в истории Китая, и Коммунистическая партия только что подарила ему эту победу», — отмечает Би-би-си.

«Культ личности в Китае достигает апогея», а Си Цзиньпин, который сплачивает вокруг себя лояльные партийные кадры, превращает Китай в «Си-тай», полагает редактор Deutsche Welle* Дан Юань.

Andy Wong / AP

Экономические риски

В этом году аналитики уже говорили о риске рецессии. 17 октября Китай внезапно отложил публикацию данных о ВВП за третий квартал — за день до того, как данные должны были быть опубликованы. Прогноз Moody’s по росту китайского ВВП в третьем квартале перенесли с 17 октября (второй день съезда) на 23 октября, и пока опубликована лишь цифра — 0,5%, лишь на 0,1% выше предыдущего показателя и существенно ниже показателей начала года.

Некоторые СМИ выразили опасения по поводу будущего экономической ситуации в Китае. Американская The Wall Street Journal сослалась на мнения нескольких аналитиков. Главный экономист по Китаю в лондонской консалтинговой фирме Pantheon Macroeconomics Дункан Ригли посчитал, что Си более прагматичен, чем его часто считают, а возвращение к нормальной жизни начнется после Всекитайского собрания народных представителей в марте, будет объявлена ​​позиция правительства, что «должно положительно сказаться на экономике».

Остальные опрошенные WSJ эксперты были настроены менее оптимистично. Старший советник консалтинговой фирмы McLarty Associates Стивен Окун посчитал, что итоги съезда сигнализируют о продолжении предыдущей экономической политики, которая беспокоила многих иностранных инвесторов. Профессор восточноазиатских исследований в Национальном университете Чэнчи (Тайвань) Ван Синьсянь отметил, что в новый состав политбюро входят люди с меньшим опытом работы в экономике, и предположил, что механизма для корректировки курса не будет, если политика Си потерпит неудачу. «Власть Си огромна, и ею никто не поделится», — сказал он.

Си окружил себя «поддакивающими людьми» на фоне внутренних экономических проблем и обострения глобальной напряженности, пишет британская газета The Guardian. Издание приводит мнение приглашенного старшего научного сотрудника Национального университета Сингапура Дрю Томпсона: «По итогам XX съезда партии ясно, что национальная и политическая безопасность будут иметь приоритет над экономическим ростом».

Mark Schiefelbein / AP

«Один большой Си и шесть — маленьких»

«Соглашатели» в новом ПК привлекли внимание и других крупных изданий. Некоторые даже посчитали, что они заслужили больше внимания, чем сам Си, третий срок которого был вполне ожидаем.

«Когда лидер Китая Си Цзиньпин в воскресенье вывел шестерых мужчин в темных костюмах на ярко-красную сцену, масштаб его победы стал очевиден, поскольку он представил новый правящий внутренний круг страны. Каждый из [входящих в правящий круг] был помощником Си, делающим его контроль над будущим Китая крепче, чем когда-либо. Революционный третий срок Си на посту лидера после недельного съезда Коммунистической партии был вполне ожидаем. Но даже опытные наблюдатели, которые думали, что полностью оценили г-на Си, были поражены тем, насколько тщательно он перетряхнул высшие эшелоны партии», — написала американская газета The New York Times.

Economist обратил внимание на тесные связи «новичков» Постоянного комитета с Си Цзиньпином, при этом отметив, что ни один из них не считается вероятным преемником. «Доминирование г-на Си было построено на обломках норм, которые когда-то, казалось, управляли партией. Выйдя на третий срок, он разрушил ожидания, что партийные лидеры проработают не более десяти лет, как это сделал его последний предшественник Ху Цзиньтао».

«За столом принятия решений больше нет внутрипартийных фракций, а есть один большой Си и шесть — маленьких. Он [Си] урезал крыло Коммунистического союза молодежи. Телевизионные записи седовласого Ху Цзиньтао, предшественника Си до 2012 года, которого в субботу вывели из Дома народных собраний против его воли, символизируют конец коллективного лидерства и иллюзию Запада о том, что у Пекина еще есть шанс на реформы», — отмечает Der Tagesspiegel.

«Самый драматичный момент»

Самый драматичный момент, посчитали в Economist, наступил во время закрытия съезда, когда Ху Цзиньтао вывели с мероприятия. «Ху, сидевший рядом с Си, выглядел сбитым с толку и не хотел уходить… <…> Мнения обозревателей расходятся относительно того, был ли уход Ху Цзиньтао связан с политикой. Но даже если он был связан только со здоровьем, его уход имел непреднамеренный символизм: съезд отмел политиков, связанных с предшественниками Си… Си теперь окружен своими людьми. Его властная хватка как никогда крепка».

Mark R. Cristino / EPA / TASS

Газета Financial Times посвятила этому происшествию отдельную заметку, посчитав, что инцидент «затмил триумф Си»: «Когда его уводили, Ху обменялся словами с Си и премьер-министром Ли Кэцяном. Он похлопал Ли по плечу, как бы выражая соболезнования, и вскоре после инцидента было подтверждено, что премьер не будет повторно назначен членом Постоянного комитета Политбюро, самого могущественного органа партии. <…> Ху обычно спокойно переносит такие унижения. Но в субботу по какой-то причине этого не сделал и в итоге затмил Си».

* признана в России СМИ-иноагентом