Фонд «Петербургская политика» проанализировал 250 уголовных дел против высокопоставленных чиновников современной России. Поводом для выхода исследования стал арест сенатора от Карачаево-Черкессии Рауфа Арашукова. Власть сконцентрировалась в руках силовиков, а гражданская служба перестала быть влиятельной, любой чиновник ждет, когда за «за ним придут», такого не было со сталинских времен, делают выводы авторы исследования. RTVI ознакомился с докладом фонда.

Фонд систематизировал «посадки» крупных чиновников и влиятельных госслужащих, начиная с самых громких дел 90-х, и выпустил исследование — «Борьба с „внутренними оборотнями“: „чистки» чиновничества в современной России“, топ-250 претензий правоохранительных органов».

Дела против и.о. генпрокурора Алексея Ильюшенко, министра путей сообщения Николая Аксененко, министра юстиции Валентина Ковалева и министра обороны Анатолия Сердюкова уже многие подзабыли. До сих пор резонансными остаются обвинения против министра экономики Алексея Улюкаева, губернаторов Никиты Белых, Александра Хорошавина и Вячеслава Гайзера.

По подсчетам авторов доклада, региональные чиновники стали самой уязвимой категорией. 75 губернаторов и их заместителей, 106 мэров крупных городов получили обвинения в злоупотреблении служебным положением и против них вынесены обвинительные приговоры. Эта же тенденция коснулась и самих «силовиков» — три десятка руководителей территориальных подразделений МВД, ФСИН, МЧС, СК и ФНС пали жертвой внутренних «чисток». При этом, ни одного представителя УФСБ среди них эксперты не обнаружили.

Начиная с 1992 года самым «урожайным» на уголовные дела против представителей элиты стал 2016 год (39 обвинительных приговоров). В целом, «посадки» чиновников вошли в моду в 2010-х годах. В 2012 году (16 приговоров) они выросли вдвое по сравнению с нулевыми годами. Такого не было со сталинских времен, отмечают в «Петербургской политике».

«С момента смерти Иосифа Сталина прецеденты „чисток“ среди чиновников с участием силовых структур были единичными. В 50-60-е годы влияние и статус силовых структур после разоблачения репрессий заметно снизились <…> В брежневский период <…> политические репрессии затрагивали преимущественно диссидентское движение», — говорится в докладе.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост «посадочных» показателей. 2019 год еще только начался, а в копилку правоохранительной системы уже можно записать четыре ареста. Это — мэр Нефтеюганска Сергей Дегтярев, вице-губернатор Ленинградской области Олег Коваль, замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, а самым свежим примером стало задержание в зале Совета Федерации сенатора Рауфа Арашукова, а позже — его арест.

По мнению главы фонда Михаила Виноградова, в 2010-е годы внутриэлитные разборки «продавались» населению как борьба с коррупцией, но в последнее время все происходит буднично, без лишних объяснений. «Гражданская власть стала заметно ослабела, потеряла субъектность по сравнению с силовиками. Гражданская служба больше не привлекательна для представителей элит, потому что каждый понимает, что за ним могут прийти в любой момент, никто не обладает иммунитетом, риск слишком высок», — говорит Виноградов.