23 сентября во дворце Независимости в Минске прошла инаугурация Александра Лукашенко. Заранее о мероприятии не знал никто из приглашенных чиновников и военных. Даже гостелевидение не было готово транслировать шестую присягу главы Беларуси. Тем не менее фактическое начало нового срока Лукашенко не сделало его легитимным президентом ни в глазах Запада, ни в глазах самих белорусов, которые уже второй месяц протестуют из-за официальных результатов выборов. За инаугурацией, международной реакцией и протестами в Беларуси специально для RTVI следил главный редактор «Еврорадио» в Минске Павел Свердлов.
Стела «Минск — город-герой» — точка сбора белорусских протестующих и сакральный объект для силовиков. Вечером в среду 23 сентября, после тайной инаугурации Александра Лукашенко, к ней пришли тысячи минчан. Их встретили водометы. Силовики разогнали протестующих и задержали несколько десятков человек. Недовольные люди разошлись по своим районам и начали перекрывать дороги. Все это совершенно не сходилось с тем, что Александр Лукашенко говорил в своей инаугурационной речи.
Александр Лукашенко, президент Беларуси: «День вступления в должность президента, инаугурации — это день нашей с вами победы. Убедительной и судьбоносной».
Проведение инаугурации держали в тайне. Чиновники, которых доставили во дворец Независимости, не знали, что едут на президентскую присягу. Белорусский политолог Валерий Карбалевич считает, что такая внезапность и секретность были вызваны желанием избежать уличных протестов.
Валерий Карбалевич, политолог: «Тайная инаугурация — это свидетельство сомнительности выборов и президентского статуса. Власти выбирали из двух зол и решили, что такая инаугурация будет меньшим злом, чем присяга на фоне массовых протестов».
Снизить протестные настроения накануне инаугурации у Лукашенко не получилось. Конец прошлой недели отметился традиционными женским и всеобщим протестными маршами, на которых задержали больше 800 человек. Инаугурация не стала сюрпризом для соперников Лукашенко. Они немедленно призвали западных политиков отказать президенту в легитимности, а белорусов — выйти на улицы.
Павел Латушко, член президиума Координационного совета: «Александр Лукашенко в очередной раз показал, что ему безразлично мнение народа».
Ольга Ковалькова, член президиума Координационного совета: «Но есть и позитивная новость: с сегодняшнего дня Александр Лукашенко — простой гражданин республики Беларусь. Он сам лишил себя всех остатков легитимности. В обществе есть мощный запрос на диалог, но с нами говорят дубинками ОМОНа и из кабины вертолета с автоматом в руках».
Павел Латушко, член президиума Координационного совета: «Мы поддерживаем бессрочную мирную акцию гражданского неповиновения».
Инаугурация закончилась в районе 11:40, а в обеденный перерыв уже начались протесты. Главные события произошли вечером. Белорусы вышли на улицы в Минске и в областных центрах. Протесты не стихают уже второй месяц, несмотря на жесткое противодействие силовиков, которые не выглядят как представители правопорядка. Это не бандиты и не футбольные фанаты. Ведет бойцов человек, похожий на начальника отдела по борьбе с организованной преступностью Николая Карпенкова. Вскоре после этих событий минчане попытаются освободить задержанных из милицейского автобуса. Силовики дождутся подкрепления и перейдут в контратаку. Прозвучат выстрелы.
Задержания происходили везде, где люди выстраивались в цепи и перекрывали дороги. В МВД заявили о нескольких сотнях звонков с просьбами пресечь беспорядки. Но были и удивительные примеры солидарности — недалеко от станции метро «Пушкинская» таксист спас протестующего, за которым гнались силовики. К ночи протесты прекратились. Белорусы вспомнили, что им завтра на работу.
Внутренний кризис в Беларуси сопровождается коллапсом во внешней политике. Несмотря на инаугурацию, больше 10 государств не признали Лукашенко легитимным президентом. Канада, США и Великобритания обещают ввести санкции против восьми белорусских официальных лиц уже на этой неделе. МИД республики обещает жестко ответить на них. Формально история с выборами в Беларуси закончились, но остановятся ли протесты и прекратят ли белорусы провожать кортеж своего президента гудками?