За 11 дней до выборов в Конгресс США продолжается дискуссия на тему иммиграции. По мнению президента Дональда Трампа, на Америку надвигаются «полчища преступников и насильников вперемешку с террористами ИГИЛ» — так он охарактеризовал направляющийся к границам США караван мигрантов из Центральной Америки. Он собирается отправить армию им навстречу. Корреспондент RTVI Гарри Княгницкий отправился в Мексику и выяснил, что преодолевают беженцы, пытаясь добраться до границы с США, и на что они надеются.

Участники каравана вскакивают на платформу тягача: для них это редкая возможность не пройти, а проехать хотя бы несколько километров. Один из беженцев уже погиб в результате такой попытки, десятки сейчас находятся в приграничных больницах, но по другим причинам.

Мария Эрнандес Толедо, медсестра больницы Уихтлы: «Пациенты страдали от дегидратации, гастроэнтерита и разных мочеполовых инфекций. Никто, к счастью, не поступал в госпиталь в критическом состоянии».

Вдобавок ко всем дорожным тяготам каждый вечер в восточных районах Мексики идут дожди. На трассе укрыться негде, и лучше, если ливень застанет в каком-нибудь городе.

Даниэль Эрнандес, житель Гондураса: «Ночуем, где придется. Поэтому в непогоду достаем все, что у нас есть из вещей, и сооружаем шалаши, чтобы не промокнуть и не замерзнуть».

Мексиканские фермеры на постой гостей не пускают, но раздают воду. Вдоль федеральной автотрассы номер 200, по которой следуют мигранты, периодически встречаются машины скорой помощи, а также курсирует полиция: она защищает мигрантов от местных.

TASS_29699022.jpg

Фотография:
Maria de la Luz Ascencio / EPA / TASS

Хуан Хосе Харкин, житель Никарагуа: «Есть угроза нападения мафии: они убивают и похищают людей ради выкупа. Но я не хочу об этом говорить».

При этом никарагуанец Хуан Хосе Харкин хочет остаться в Мексике, как только дойдет до столицы — Мехико. В США, по его словам, все равно въезд заказан: Харкина оттуда депортировали в 2008 году. Он вернулся на родину, а теперь снова ее покидает.

Хуан Хосе Харкин, житель Никарагуа: «Если вы не работаете на правительство, будете получать шесть с чем-то долларов в месяц, и то если найдете место. Я служил в армии, у меня все было хорошо, но я не хочу убивать людей – а именно такие приказы поступали от президента [Никарагуа] Даниэля Ортеги».

Земляков Харкина в караване мало, ведь большинство бегут не из Никарагуа, а из Гондураса, откуда 13 октября вышла процессия. Через неделю мигрантов остановили на мексиканской границе, ведь Дональд Трамп предупредил южных соседей, что пропускать караван никак нельзя.

Президент Мексики Энрике Пенья Ньето выступил с грозным заявлением в адрес приезжих. Но то ли он внутренне сочувствует мигрантам, то ли мексиканского президента ослушались на местах: караван продолжает идти.

Каждый день мигранты преодолевают в Мексике 40-50 километров. Они стартовали на юго-востоке, на границе с Гватемалой, и останавливаются перевести дух в небольших городках. Местные жители оказывают им всяческую поддержку: например, студентка Высшей школы Синди Рамирес вместе с подругами принесла путникам печенье, сок и воду. За безопасность она не беспокоится.

Синди Рамирес, студентка Высшей школы Пихихьяпана: «Не думаю, что стало как-то опаснее. Все, как обычно. Просто людей на улицах стало больше».

Мигрантам помогает даже местная мэрия. Муниципальный совет города Пихихьяпана – от него до Мехико-Сити около полутора тысяч километров – распорядился выдавать мигрантам воду. Доставляют запасы местные полицейские, которые попутно перевозят гостей на патрульных пикапах.

Анхель Мигель, инспектор полиции: «Почти все прошли через город, вызовов полиции не было. Караван, конечно, подозрительный. Но, слава богу, обошлось без инцидентов».

TASS_29699023.jpg

Фотография:
Maria de la Luz Ascencio / EPA / TASS

Больше всего подозрений по поводу каравана было у Дональда Трампа. Президент США утверждал, что среди мигрантов есть выходцы с Ближнего Востока – правда, позднее признал, что доказательств у него нет, но пообещал отправить к границе с Мексикой армию.

Попутно Трамп дискутирует с демократами: до чего, мол, надо было довести страну, чтобы гондурасцы ринулись в Америку, как к себе домой. Демократы в долгу не остаются и утверждают, что нельзя просто развернуть претендента на убежище, потому что необходимо сначала рассмотреть его иммиграционное дело. На эти проволочки как раз и надеются беженцы.

В Гондурасе тем временем рассчитывают сыграть на американских противоречиях перед промежуточными выборами. Посол страны в США Марлон Муньос послал республиканскому конгрессмену Мэтту Гейтцу видео, на котором людям в Гондурасе раздают деньги за участие в караване, и добавил, что за этим могут стоять Джордж Сорос, американские неправительственные организации или наркокартель.

Гейтц опубликовал видео, но потом сам же признал, что снято оно не в Гондурасе, а в соседней Гватемале, и помощь мигранты получали от местных торговых сетей, причем не более тридцати центов в одни руки.

Хосе Данило Пинеда Лариос, житель Гондураса: «Я клянусь перед богом и всеми святыми, что политика здесь вообще ни при чем. Нас никто не организовывал. Все это происходит лишь потому, что страна в бедности и отчаянии. А человек, которого задержали в Гватемале, Бартоло Фуэнтес, был лишь источником финансовой помощи. Поверьте, мы рискуем своими жизнями, отправившись в такой путь, не из-за политики».

Близкого к оппозиции политика Бартоло Фуэнтеса, который и раньше помогал мигрантам перебраться из Центральной Америки в США, называют организатором каравана. В сентябре этого года он стал координировать первые группы желающих покинуть страну размером около двухсот человек. Однако стоило показать это по телевизору в Гондурасе, как сформировался многочисленный караван, который в нынешнем его виде, по словам Фуэнтеса, с ним не связан.

Фуэнтеса задержали в Гватемале и вернули домой в Гондурас. Американцам придется голосовать в условиях обострившейся дискуссии. А каравану, в котором почти никто не говорит по-английски, идти три с половиной тысячи километров до американской границы даже без особой надежды на то, чтобы попасть в США, а, возможно, и на то, чтобы вернуться домой.