В Москве с 1 июня вновь открылись непродовольственные магазины и некоторые торговые центры, которые почти два месяца не работали из-за карантинных ограничений. При этом кризис, видимо, не пройдет бесследно для торговых сетей, которые будут вынуждены оптимизировать бизнес. Некоторые компании уже заявили об изменении формата работы или сокращении розничных магазинов в пользу онлайн-продаж. О том, как ритейлеры планируют приспосабливаться к новой реальности, какие прогнозы дают эксперты и когда можно ожидать восстановления от кризиса, — в материале RTVI.

Оживление розницы

Открытие торговых центров и магазинов непродовольственных товаров в Москве ждали как владельцы площадей, так и арендаторы. Власти Москвы заявили, что с 1 июня в столице заработали около 47 тысяч торговых точек. В других регионах страны постепенное оживление розничной торговли после карантина началось после отмены в середине мая единого режима нерабочих дней.

Но произошло это не везде: торговые центры Подмосковья пока закрыты. При этом некоторые из них, расположенные на МКАДе, — самые крупные торговые точки Московского региона, и в них приезжает много жителей столицы. По словам губернатора Московской области Андрея Воробьева, их могут открыть на следующем этапе отмены ограничений.

тоговля трудности сюжет

Фотография: Денис Каминев / RTVI

Как отмечают эксперты, возобновление непродовольственной торговли даст рынку импульс после простоя. По мнению директора департамента торговой недвижимости агентства недвижимости Knight Frank Евгении Хакбердиевой, люди пойдут в магазины из-за отложенного спроса, а у ритейлеров закончится период неопределенности, когда они не принимали решений, в частности, по поводу оптимизации бизнеса. Она добавила, что из-за пропускного режима и мер социального дистанцирования не стоит сразу ожидать высокой посещаемости магазинов.

Быстрого возвращения сферы торговли и услуг на былые экономические показатели не рассчитывает и президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов.

Газета «Известия» со ссылкой на данные консалтинговой компании «Магазин магазинов» написала, что в 2020 году около 65% ритейлеров планируют в среднем закрыть по 15 торговых точек. Еще 18% не собираются этого делать, а 17% пока не определились. Как отметил управляющий директор Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олег Войцеховский, торговые сети постоянно закрывают неэффективные магазины и открывают новые, а кризисы просто ускоряют эту тенденцию.

Ритейл ушел в онлайн

Чтобы избежать разорения ритейлерам пришлось быстро реагировать на новую реальность, которая наступила вместе с эпидемией коронавируса. Крупные сети сделали ставку на продажи через интернет. В середине апреля Андрей Трубников, основатель компании по производству косметики и бытовой химии «Первое решение», которой в частности принадлежит бренд Natura Siberica и сеть одноименных магазинов, отметил, что из-за кризиса и приостановки работы могут закрыться до трети торговых точек.

По его словам, раньше компания могла себе позволить оставлять магазины, которые не приносят прибыли, как витрины бренда для показа новых продуктов. В нынешних условиях, по его словам, это невозможно. Трубников добавил, что компания планирует развивать сегмент онлайн-торговли, который до эпидемии приносил всего около 5-7% прибыли.

Эпидемия коронавируса и кризис, который она вызвала, в пять-шесть раз увеличил и онлайн-продажи в России шведского гиганта IKEA. «Мы видим очень быстрые изменения покупательского поведения: те перемены, которые мы планировали вводить в течение двух лет, произошли за два месяца, и мы были к ним готовы», — рассказал в интервью «Коммерсанту» директор по устойчивому развитию торговой сети в России Понтус Эрнтелл. Он добавил, что после открытия магазинов доля продаж через интернет снизится, но все равно будет выше докризисных показателей.

Выручка компании по производству матрасов и других товаров для сна Askona в апреле 2020 года упала на 39% по сравнению с показателями 2019 года. Там придумали другой способ работы с клиентами, которые не могут прийти в закрытые магазины. Сотрудники удаленно обзванивали покупателей, используя свою базу. Президент Askona Роман Ершов рассказал, что такой канал продаж назвали квазионлайн, и в мае 2020 года он принес больше выручки, чем продажи через интернет. По его словам, после отмены ограничений около 80 магазинов сети точно не откроются. В компании прогнозируют и падение выручки, но несмотря на это, Askona вкладывает деньги в развитие IT-инфраструктуры и онлайн-магазинов.

Пандемия нанесла удар и заставила задуматься об изменении бизнес-модели не только непродовольственные сети, но и продуктовых ритейлеров, которые продолжали работать, несмотря на ограничения. Например, в X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») планируют на 20% сократить программу открытия новых торговых точек и заняться развитием сервисов по доставке продуктов на дом. В апреле и мае 2020 года онлайн-продажи принесли ритейлеру 4 млрд рублей выручки. Майский показатель (2,3 млрд рублей) оказался в семь раз больше суммы за май 2019 года.

торговля трудности сюжет 2

Фотография: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Сеть магазинов «Вкусвилл» из-за эпидемии закрыла около 60 магазинов, из которых треть больше не откроется, а остальные пока не работают до октября. По словам основателя ритейлера Андрея Кривенко, на фоне коронавируса люди стали реже ходить в магазины и покупать продукты с небольшим сроком хранения. В таких условиях «Вкусвилл» тоже сделал ставку на онлайн: развивал интернет-магазин и сервис по доставке. К началу июня выручка от онлайн-продаж составила 12%. «Расскажи нам об этом в начале года — посмеялись бы или покрутили у виска», — рассказал Кривенко.

Несмотря на поэтапное ослабление карантинных мер и постепенное возвращение к жизни, пусть не совсем привычной но все-таки похожей на обыденную, ситуация в торговле остается неопределенной. Именно сейчас сетевым магазинам и частным предпринимателям предстоит понять, смогут ли они оптимизировать свой бизнес и продолжить работу. По самым оптимистичным прогнозам, о восстановлении отрасли можно говорить не раньше начала 2021 года, пессимисты полагают, что понадобится несколько лет. Впрочем, способность адаптироваться и следовать требованиям времени, — отличительная черта любого успешного бизнеса.