Анкара не сможет одобрить вступление Финляндии и Швеции в НАТО, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на пресс-конференции по итогам своей встречи с алжирским коллегой. «Приедут ли они нас уговаривать? Пусть не утруждают себя», — цитирует политика телеканал TRT Haber.
По словам Эрдогана, президент Финляндии сообщил ему, что хотел бы провести встречу по вопросу членства в НАТО, а из Швеции по тому же поводу в Анкару собирается приехать делегация.
На вопрос одного из журналистов о том, какую позицию занимает Турция относительно расширения НАТО за счет Финляндии и Швеции, Эрдоган ответил: «Я буду предельно откровенным. Ни одна из этих стран не имеет четкой позиции по поводу террористических организаций. Более того, даже если изначально они декларируют намерение бороться с террористами, в процессе с их стороны возникают отказы в выдаче террористов, которых они должны были выдать», — посетовал турецкий лидер.
Швецию он охарактеризовал как «инкубационный центр террористических организаций», заявив, что в этой стране «приводят террористов в парламент и дают им слово». Эрдоган особо упомянул Рабочую партию Курдистана (РПК), которая признана в Турции террористической организацией, но которая, по его словам, имеет в Швеции сторонников. «В чем мы можем им доверять?» — задался президент Турции риторическим вопросом.
Подытоживая собственный ответ, он заявил, что Анкара ни за что не позволила бы вступить в НАТО странам, вводившим санкции против Турции. «Во-вторых, с их вступлением НАТО перестанет быть организацией безопасности. Мы не можем это одобрить, пусть не обижаются», — сказал Эрдоган.
TRT Haber 16 мая сообщил, что Осло и Хельсинки отказались выдать Анкаре 33 представителей РПК и еще одного сторонника считающегося в Турции террористическим движения «Хизмет» (ФЕТО).
На состоявшемся 16 мая в Москве саммите ОДКБ российский лидер Владимир Путин заявил, что Россия не воспринимает вступление Финляндии и Швеции в НАТО как угрозу, поскольку — в отличие от Украины — не имеет с этими странами территориальных споров. Однако, по словам президента, на определенные действия сил альянса на территориях этих стран может последовать ответная реакция.