В фонде «Подари жизнь», который помогает онкобольным детям, при планировании дальнейшей работы учитывают различные сценарии и не исключают, что организацию могут признать иноагентом или даже закрыть. Об этом в программе RTVI «Хроники нового мира» рассказала глава фонда Екатерина Шергова.
«В моем кабинете напротив меня висит плакат, я сама себе его купила. Там написано: «Если не сработал план А, помни, что в алфавите есть еще 32 буквы». Поэтому, конечно, у нас существуют самые разные планы на самые негативные сценарии», — сказала она.
По словам главы «Подари жизнь», по «собственной воле» фонд не прекратит работать, однако внутри организации есть план, например, на случай признания иностранным агентом. О том, что такой риск есть, в фонде, по словам Шерговой, задумались еще больше десяти лет назад, когда этот закон только был принят. Но тогда вместе с другими НКО «Подари жизнь» «удалось добиться», чтобы закон не распространялся на медицинские организации.
«Но при этом я понимаю, что никакая оговорка не спасет. Если завтра, допустим, дворник, который убирается во дворе дома, где я живу, а он является гражданином Таджикистана или Узбекистана, решит помочь фонду, то его сто рублей могут быть именно таким образом истолкованы [как иностранное финансирование]», — пояснила она, отметив, что, «судя по применению закона, это возможно».
Впрочем, никаких «звонков сверху» относительно внесения фонда в реестр иноагентов или возможного закрытия Шергова не получала.
Риски есть всегда
Отвечая на вопрос о том, насколько на работе фонда сказался отъезд из страны одного из учредителей «Подари жизнь», актрисы Чулпан Хаматовой, Шергова сказала, что «риски есть всегда» и существуют «для любого человека, живущего в России». По ее словам, для кого-то из благотворителей «Подари жизнь» «фигура Чулпан была крайне важна», и ее позиция, «возможно, сыграла какую-то роль в том решении, что они не будут больше помогать фонду».
«Такие люди, безусловно, существуют, но я никого из них лично не знаю, никто лично мне этого не говорил, что «я вам больше не помогаю именно поэтому». Но в этом есть те самые риски, когда у вас есть амбассадоры фонда, у которых своя позиция», — пояснила она.
Однако, уверена глава фонда, у каждого человека есть «право на свободу мнений», и Чулпан точно также имеет право на свою позицию. Она подчеркнула, что у фонда есть благотворительная программа, согласно которой он помогает детям и врачам лечить детей, и совершенно неважно, кто из руководства организации «думает и делает в свободное от работы время».
«К сожалению, в сознании людей произошло сращивание <…> Кроме всего прочего, мы еще друзья. Она мой друг. Мы общаемся. Она свободный человек, как в принципе любой из нас, и она абсолютно свободна в своем решении, совершенно неважно, какое оно будет. Она приняла решение уехать из России, вышла из попечительского совета фонда. Она сейчас не занимается фондом так, как занималась им до своего отъезда. Что будет дальше, какое решение она примет, не знаю», — добавила Шергова.
- В марте 2022 года Чулпан Хаматова сообщила, что уехала из России в Латвию из-за ситуации на Украине. После начала боевых действий, 26 февраля, она в числе других деятелей культуры подписала открытое письмо, где призвала к остановке конфликта и началу мирных переговоров.
- В конце марта 2022 года Хаматова стала актрисой Нового Рижского театра. Объявляя об этом решении, руководитель театра Алвис Херманис назвал Хаматову «актрисой номер один» в России и «образцом гуманизма» из-за ее работы в фонде «Подари жизнь».