В МИД Японии подготовили новую версию «Синей книги по дипломатии», где впервые с 2003 года вернулись к термину «незаконная оккупация» в отношении Южных Курильских остров, сообщило агентство Kyodo со ссылкой на документ. Изменение риторики связано с событиями на Украине. RTVI узнал у депутата Госдумы Дмитрия Новикова и историка Роя Медведева, какими могут быть возможные последствия такого решения.

Мнение первого замглавы комитета Госдумы по международным делам Дмитрия Новикова

Депутат в беседе с RTVI выразил мнение, что на фоне мировых событий, в том числе на Украине, позиция Японии всё больше отражается на отношениях с Россией. Он добавил, что был период, когда японская сторона рассчитывала на благоприятное, по мнению Токио, урегулирование проблемы Курильских островов.

«Ситуация сейчас другая, и Япония в полной мере вошла в логику и практику действий Запада, нацеленных на санкционное давление в отношении России. В МИД России не делали вид, что Москва этого не замечает, и уже выступали с соответствующими оценками», — заметил Новиков.

Парламентарий напомнил, что Россия уже признала неактуальными переговоры по заключению мирного договора, поэтому Япония отвечает тем, что возвращается к практике, которую «долго исповедовала», — то есть пытается разными способами заявить, что считает некоторые Курильские острова своими.

«Ничего специфически нового в этой ситуации нет. И пытаться захватить острова силой они тоже не будут», — заверил политик.

Мнение бывшего члена ЦК КПСС и историка Роя Медведева

Писатель рассказал RTVI, что примерно 20 лет назад он был в Японии, где на протяжении двух недель выступал с лекциями в восьми университетах в разных городах. По словам Медведева, ему задавали сотни вопросов, но ни один из них не касался Курильских островов.

«Японскую молодежь и преподавателей не интересовала судьба этих островов, потому что в Японии это разменная карта для политиков. Для простых людей они абсолютно никакой роли, никакого значения не играют, потому что на этих островах была военная база», — пояснил он.

Медведев добавил, что во время подготовки мирного договора между СССР и Японией после Великой Отечественной войны единственным требованием Токио было оставить в живых императора, потому что он для японцев «как Господь Бог». Вашингтон и Москва согласились на это, и в итоге Советскому Союзу отошли «северные территории» (так японцы называют Южные Курилы), а США заняли под свои базы другую часть Японии.

«Но уже тогда началась холодная война, а у Сталина появились какие-то претензии к ходу переговоров. В итоге на подписание мирного договора СССР не пошел, и судьба островов как бы осталась в подвешенном состоянии. Таким образом, возникла ситуация, не предусмотренная международными договоренностями», — заметил историк.

Спустя некоторое время, продолжил Медведев, Япония сообщила, что подпишет с Россией отдельный мирный договор. В качестве ответного шага Москва должна была уступить четыре острова, однако советские власти на это не пошли. Таким образом, возникла странная ситуация, указал писатель: в обеих странах есть послы, есть торговые и дипломатические отношения, но юридически Россия и Япония до сих пор «находятся в состоянии войны».

«Такие казусы бывают, особенно с японцами: они очень упрямые, с ними трудно договариваться. Никакой незаконной оккупации нет, потому что мировое сообщество почти не подвергает сомнению принадлежность островов России. При этом никакого документа, что они ей принадлежат, нет. Но японцы разыгрывают эту карту раз за разом. Эти игры имеют чисто символическое значение, никакого практического и дипломатического», — добавил Медведев.

Кроме того, японцы, несмотря на свою риторику, мало что могут противопоставить, поскольку зависимы от российских энергоносителей, отметил историк. Япония очень много закупает товаров у России, особенно нефть и газ, но обязательство платить за них в рублях застало Токио врасплох, считает Медведев. Он напомнил, что на Сахалине действуют два крупных японских завода, которые раньше оплачивали аренду в долларах.

«То есть это всё своего рода борьба с символами. Но если японцы будут настаивать, то они не смогут покупать нужные им ресурсы, а для них это страшная вещь. Но Путин не уступит, и японцам придется капитулировать. Таким образом, это все останется риторикой. Риторикой отчаяния», — указал Медведев.

Вопрос принадлежности Южных Курильских островов

Токио после окончания Великой Отечественной войны и попыток подписания мирного договора с Москвой считает «оккупированными» острова, отошедшие СССР, — Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи.

Россия считает, что острова были переданы СССР законно, а значит, в соответствии с международным правом и Уставом ООН суверенитет над ними принадлежит России. Претензии Японии на Курилы Москва отвергает.

Санкции Японии против России

Из-за обострения ситуации вокруг Украины 1 марта власти Японии ввели ограничения в отношении России, в частности, экспортные санкции, которые запрещают поставку 300 наименований товаров и технологий. Эти меры распространились на 49 компаний, организаций и ведомств, включая «Рособоронэкспорт», «Ростех», ФСБ и Службу внешней разведки.

Япония также заморозила активы банков «Открытие», Новикомбанка, Совкомбанка, ВТБ, «России», Промсвязьбанка и ВЭБ.РФ. Кроме того, были введены персональные санкции в отношении российского руководства, в том числе президента Владимира Путина и нескольких бизнесменов.

В свою очередь Россия объявила об отказе от дальнейших переговоров с Японией по заключению мирного договора. Как объяснили в российском МИДе, Москва не хочет вести переговоры с государством, «занимающим откровенно недружественные позиции и стремящимся нанести ущерб интересам нашей страны».

Помимо отказа от переговоров с Японией Россия:

  • перестанет в безвизовом режиме принимать японских граждан, посещающих Южные Курилы;

  • выходит из диалога с Японией о налаживании совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах;

  • блокирует продление статуса Японии как партнера Организации Черноморского экономического сотрудничества по секторальному диалогу.

Глава японского правительства Фумио Кисида назвал выход России из диалога по мирному договору неоправданным и направил Москве протест.