Ессентукский городской суд огласил приговор по делу лидеров протестов против изменения границы Ингушетии и Чечни. Решение судьи полностью совпало с теми сроками, которые запрашивал прокурор, – от 7,5 до 9 лет, передает корреспондент RTVI.

Председатель Совета тейпов ингушского народа Малсаг Ужахов, член совета Ахмед Барахоев, председатель ингушского отделения «Российского красного креста»* Муса Мальсагов приговорены к 9 годам лишения свободы, глава организации «Выбор Ингушетии» Исмаил Нальгиев, руководитель Совета молодежных организаций Багаудин Хаутиев и председатель объединения «Опора Ингушетии» Барах Чемурзиев — к 8 годам, а замдиректора Мемориального комплекса жертвам репрессий Зарифа Саутиева — к 7 годам 6 месяцам колонии.

Всех фигурантов признали виновными в организации насилия в отношении силовиков (ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 318 УК) на митинге в Магасе 27 марта 2019 года, а Барахоева, Мальсагова и Ужахова также обвинили в создании экстремистской организации (ч. 1 ст. 282.1 УК), остальным предъявили участие в ней (ч. 2 ст. 282.1 УК).

Кроме того, Ужахова также посчитали виновным в «руководстве некоммерческой организацией, побуждающей граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний» (ч. 2 ст. 239 УК), Барахоева — в участии в ней (ч. 3 ст. 239 УК) и в неисполнении обязанности об уведомлении о наличии второго гражданства (ст. 330.2 УК).

Накануне оглашения приговора к зданию суда стянули полицию и Росгвардию в касках и с дубинками. Кроме того, для поддержки подсудимых к суду пришли многочисленные представители ингушской общины из самых разных регионов республики.

Ингушское дело

Осенью 2018 года тысячи жителей Магаса вышли на протесты против соглашения о закреплении границы между Ингушетией и Чечней, которая не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году. Тогда по договору, подписанному главами республик Юнус-Беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым, часть территории Ингушетии – около 26 тысяч гектаров – отошла соседнему региону. Ингушетия получила от Чечни часть Надтеречного района, взамен передав территорию в Малгобекском районе и участок Сунженского района.

Добиться отмены или пересмотра соглашения участникам митингов не удалось. В конце марта 2019 года возобновившиеся акции протеста закончились столкновениями с силовиками. Большинство фигурантов «ингушского дела» были задержаны вскоре после событий на центральной площади Магаса — в апреле-мае 2019 года. Правоохранители пришли к выводу, что беспорядки были спланированы лидерами ингушской оппозиции, в числе которых, по версии следователей, Ахмед Барахоев, Малсаг Ужахов, Муса Мальсагов, Исмаил Нальгиев, Барах Чемурзиев, Багаудин Хаутиев и Зарифа Саутиева.

Сотрудники главного управления Следственного комитета России по СКФО сначала обвинили ингушских активистов в применении насилия к представителям власти (ст. 318 УК РФ), а в декабре 2019 года возбудили новое дело по более тяжкой статье – «Создание экстремистского сообщества» (ст. 282.1). В ходе судебного следствия ингушские богословы и старейшины обращались к президенту России Владимиру Путину с просьбой содействовать прекращению уголовного преследования активистов. Кроме того, 9 декабря 2021 года режиссер, член Совета по правам человека Александр Сокуров в ходе встречи с главой государства попросил его освободить арестованных в Ингушетии лидеров протеста, а также отметил, что арест женщины — Зарифы Саутиевой — вызвал недовольство в республике.

Еще одного лидера протестов, бывшего главу МВД Ингушетии Ахмеда Погорова задержали в Назрани 26 февраля 2021 года. До этого, с апреля 2019 года, он находился в межгосударственном розыске и был заочно арестован. Ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 33 ч. 2 ст. 318 УК РФ (организация применения насилия в отношении представителей власти).

По данным правозащитного центра «Мемориал»* на 11 октября 2021 года, в связи с митингом 2019 года в Магасе к уголовной ответственности привлекли 52 человек, в отношении трех из них преследование прекратили. Более 30 фигурантов «ингушского дела» приговорили к срокам от пяти месяцев до трех с половиной лет.

* признано иностранным агентом