Общественный штаб по наблюдению за выборами в Москве не выявил следов взлома и вбросов в электронном голосовании. Об этом в своем Telegram-канале сообщил 23 сентября глава штаба Алексей Венедиктов.
В качестве примера Венедиктов опубликовал данные по одномандатному округу Москвы №198, где в Госдуму баллотировались Анастасия Брюханова, Марина Литвинович и Галина Хованская.
Самовыдвиженка Брюханова не согласилась с выводами штаба. Она считает, что обнародованные штабом данные только подтверждают версию о нарушениях и вбросах в пользу Хованской. Для иллюстрации вбросов Брюханова выложила у себя в фейсбуке график.
«Аномалии, т.е. вбросы показаны красным и отлично видны даже на графиках общественного штаба. Как мы и говорили самое интересное происходит в пятницу и в воскресение утром. На графиках прекрасно виден и обед „избирателей“ Хованской, избиратели других кандидатов в округе почему-то в это время не обедают», — написала Брюханова в своем телеграме (орфография и пунктуация сохранены – прим. RTVI). Политик призвала внимательнее ознакомиться с исследованиями и доказательствами фальсификаций, которые приведены в видеоролике на YouTube-канале Максима Каца.
RTVI рассказывал о заявлении муниципального депутата московского района Кунцево Дениса Шендеровича, который был наблюдателем электронного голосования. Он сообщил о том, что 19 сентября с 20:00 во время подсчета голосов членам УИК ДЭГ отключили доступ к системе контроля за электронным голосованием.
Шендерович также не согласился с оценкой Венедиктова и в беседе с RTVI назвал заявление об отсутствии вбросов на электронном голосовании «абсолютно голословным».
«Если они готовы осуществить общественную проверку данных электронного голосования, то они должны собрать комиссию, в которую будут входить, во-первых, представители всех кандидатов, в равных долях. А это значит, что по одному-два программиста, по одному-два юриста. Во-вторых, представители общественного надзора и контроля, т.е. те, кто сейчас занимался общественным наблюдением. <…> И хорошо, и пусть представители ТИКа, и мэрии, и ЦИКа тоже туда входят», — сказал Шенедрович.
Депутат также объяснил порядок проверки: «Они должны представить не только полные исходники блокчейна, на котором происходило голосование, но и все входные базы данных, которые участвовали в этом процессе голосования. Я напомню, что в соответствии с „нормативкой“, которая на текущий момент есть, утверждена ЦИКом, ТИК ДЭГ был обязан заверить списки избирателей, на электронном носителе, и [список избирателей] должен бы быть составлен — этого нет до сих пор».
В КПРФ также заявили, что не признают результаты выборов. Коммунисты утверждают, что шесть их кандидатов уступили в одномандатных округах единороссам из-за электронных подтасовок.
Баллотировавшийся от КПРФ в Кунцевском избирательном округе Михаил Лобанов заявил, что в своей борьбе против электронного голосования и фальсификаций собирается «лупить из всех орудий». «Мы сейчас готовим две жалобы в ЦИК — в целом на прошедший подсчет электронного голосования и по фактам от избирателей, которые по тем или иным причинам не смогли проголосовать онлайн <…> Во-вторых, мы с моей командой готовим две встречи с требованием отменить итоги ДЭГ <…> И, наконец, мы вместе с юристами сейчас готовим судебный иск, в котором тоже потребуем отменить результаты онлайн-голосования», — написал Лобанов в своем телеграм-канале.
Литвинович и Лобанов, которые 22 сентября участвовали в несогласованном митинге КПРФ против электронного голосования, 23 сентября сообщили о том, что к ним приходили сотрудники полиции, чтобы вручить предостережение прокурора о «недопустимости правонарушений». В тексте документа упоминается подготовка очередной несогласованной акции и отмечается, что в связи с эпидемиологической обстановкой массовые собрания запрещены. Видео беседы с сотрудником правоохранительных органов опубликовала в своем телеграм-канале Литвинович.
Правозащитница обратила внимание, что предстоящая акция планируется в формате встречи депутата с избирателями, а не митинга. По ее мнению, она «легальна», даже несмотря на антикоронавирусные ограничения. По мнению Литвинович, действующие власти опасаются массовых акций протеста тех, «у кого украли голос на этих выборах».