Верховный суд начал рассмотрение ходатайства Генпрокуратуры о переносе в Московскую область суда по делу экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, обвиняемого в организации убийств предпринимателей. Кроме этого, Фургалу должны определить меру пресечения. Об итогах первого дня слушаний сообщает корреспондент RTVI из зала суда.
По словам прокурора, экс-губернатора нужно судить в Москве, поскольку в Хабаровском крае у него достаточно «обширные связи», чтобы оказывать влияние на общественное мнение и давление на суд. Сторона обвинения просит обратить внимание, что задержание Фургала привело к массовым протестам. Прокурор подчеркнула, что с учетом эпидемиологической обстановки и логистики — обвиняемые содержатся в московском СИЗО «Лефортово» — удобно проводить рассмотрение дела ближе к Москве.
Кроме этого, прокуратура попросила продлить на полгода арест фигурантов дела, что стало неожиданностью не только для Фургала и остальных подсудимых по делу, но и для их защитников. «По Верховному суду позицию мы согласовали, но продление срока — для меня это стало новостью, думаю, для моих защитников тоже. Нас об этом никто не предупреждал, не говорил, никакие бумаги не присылали. Поэтому позицию о продлении срока содержания под стражей мы, конечно, не обсуждали», — заявил на суде Фургал.
Адвокат Борис Кожемякин согласился со своим подзащитным и отметил, что «мера пресечения не является предметом сегодняшнего разбирательства», так как никаких материалов по этой теме не было. По мнению защитника, это «нарушение закона и процедуры». Кожемякин добавил, что 9 ноября в Апелляционном суде назначено рассмотрение жалобы на продление срока до декабря.
По поводу определения территориальной подсудности дела Кожемякин заявил, что доводы обвинения «неубедительны и надуманы»: «Нет ни фамилий активистов, ни названий организаций, которые могут влиять на формирование общественного мнения». Он подчеркнул, что бывший губернатор содержится в строгой изоляции с «необоснованным запретом на переписку и даже встречи с родственниками» и никак не может влиять на общество. А аргумент обвинения про «использование связей для влияния на ход разбирательства», по мнению защиты, может расцениваться как «необоснованное обвинение и подозрение в адрес представителей правоохранительных и судебных органов».
По словам адвоката, большая часть из 280 свидетелей и потерпевших живет в Хабаровском крае. Большая разница во времени (7 часов) затрудняет использование видеосвязи, а перевозка участников судопроизводства стоит очень дорого.
Касаясь темы протестов, вызванных арестом Фургала, Кожемякин заявил, что жители края выходили на мирные шествия, согласно ст. 31 Конституции России, во время которых «никаких эксцессов и нарушений закона не было». «Если обвинение следило за происходящим, то должно знать — люди просят открытого и объективного разбирательства в отношении избранного ими губернатора. Никаких угроз в адрес правоохранителей и суда не существует», — подчеркнул адвокат.
«Люди в Хабаровском крае умные, честные и хотят знать правду. Никто не собирается мешать правосудию», — заключил Кожемякин, требуя направить дело на рассмотрение в Железнодорожный суд Хабаровска. По мнению защитников, Генпрокуратора хочет сократить число свидетелей защиты и поэтому ходатайствует о территориальном изменении подсудности дела.
«Люди в Хабаровском крае прекрасно знают, кто мог иметь отношение к преступлениям, в которых обвиняют Фургала, и, видимо, в связи с этим Генпрокуратура хочет перенести рассмотрение дела в Москву», — заявил адвокат Фургала Александр Старцев. «Цель Генпрокуратуры — минимизировать число свидетелей защиты», — добавил фигурант дела, предполагаемый соучастник Фургала Андрей Палей.
Сам Фургал обратил внимание суда на то, что у него нет возможности регулярно видеться с адвокатами. Он также добавил, что до сих пор сторона обвинения не предъявила суду доказательства его вины, что не может не провоцировать возмущения среди жителей Хабаровского края.
«За 17 месяцев в СИЗО я многое понял, и на многое открылись глаза. Начну с элементарного: 9 июля 2020 года я был задержан вооруженными людьми как особо опасный преступник и этапирован в Москву. С того момента Генпрокуратура, Следственный комитет неоднократно заявляли о неоспоримых доказательствах моей виновности. До сих пор мне непонятно — на какие доказательства ссылается следствие? Все суды были закрытые, со всех взяли подписки о неразглашении. Я понимаю, почему люди возмущаются», — заявил экс-губернатор. «Следствие говорит, что есть неоспоримые доказательства, но их не скажут, потому что это секрет. И суд верит на слово! Когда я на допросах пытался сказать, мне говорили, что записывать это не будут, это к делу не относится», — добавил Фургал.
Относительно рассматриваемого сегодня в суде вопроса Фургал рассказал, что лишен переписки, общения, свиданий с родными, не говоря уже о связях с обществом. «В Хабаровском крае каждый знает своих героев в лицо. Они знают, что врач из села Поярково (Фургал работал терапевтом и неврологом — прим. RTVI) не мог организовать ОПГ», — сказал он. По словам Фургала, своими действиями «следствие и прокуратура дискредитируют правосудие и власть».
«Ваша честь, прошу вас руководствоваться законом и здравым смыслом. Имею право требовать открытого, беспристрастного, транспарентного суда. Мы все заинтересованы в определении правды и только правды. Поэтому нужно проводить открытый суд присяжных в Хабаровске. Или в Амурской области, где происходили преступления. Это законно, справедливо, и общество мы успокоим. Все остальное будет вызывать у людей обоснованные сомнения», — заключил Фургал. Суд объявил перерыв и отложил рассмотрение ходатайства прокуратуры до 11 ноября.
Дело Фургала
Сергея Фургала задержали 9 июля 2020 года возле его дома в Хабаровске. По версии следствия, он был организатором убийств нескольких предпринимателей-конкурентов на Дальнем Востоке в середине 2000-х (в тот период политик занимался бизнесом — торговлей металлом). Впоследствии Фургала арестовали. Он отрицает свою вину.
После ареста Фургала в Хабаровске больше ста дней подряд проходили массовые акции протеста. Самый крупный митинг состоялся 18 июля — в нем приняли участие около 50 тысяч человек. Они требовали судить бывшего главу региона в Хабаровске и призывали врио губернатора Михаила Дегтярева, который является однопартийцем Фургала по ЛДПР, уйти в отставку. На сентябрьских выборах Дегтярев одержал победу, набрав 56,81% голосов.