Глава Group-IB Илья Сачков, которого подозревают в государственной измене, написал обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой перевести его под домашний арест. Об этом RTVI рассказал его адвокат Сергей Афанасьев. Сачкову также продлили арест на три месяца.
Обращение Сачкова
«Я считаю, что это новое дело Дрейфуса (судебный процесс, который состоялся в декабре 1894 года во Франции над капитаном Альфредом Дрейфусом, — евреем по происхождению, — которого приговорили к пожизненной ссылке при помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в то время — Прим. RTVI). Я не изменник, не шпион и не предатель. Я русский инженер. Своей работой неоднократно доказывал преданность и пользу Родине. Я очень прошу моего президента, Владимира Владимировича Путина, позволить мне на период следствия находиться под домашним арестом, с максимальными ограничениями», — написал Сачков президенту.
Цель — добиться домашнего ареста
Адвокат основателя Group-IB Сергей Афанасьев объяснил, что Сачков сам решил обратиться к Путину.
«Обращение к президенту — это инициатива Ильи, его желание. Он рассчитывает на то, что эта речь попадет к президенту Путину, он ее прочитает и на этом основании примет какое-то решение. Наша позиция сохраняется, мы продолжим просить суд изменить меру пресечения на домашний арест», — заявил адвокат.
Афанасьев отметил, что у Сачкова в Москве есть место жительства, и он может претендовать на перевод под домашний арест. «Будем надеяться, что в суде апелляционной инстанции, куда мы пойдем обжаловать решение, нас услышат. Сейчас суд посчитал, что доводы следствия убедительнее, чем наши. Но мы рассчитываем, что в следующей инстанции решение будет пересмотрено, а меру пресечения изменят», — сказал он.
«Сачкову наконец-то разрешили корреспонденцию, ему стали приходить письма. Сейчас ждет, когда к нему после рецензии придут книги, которые он заказал. Письма стали приходить, не все, конечно. Но процесс начался частично, это хорошо. Он общается через письма с родственниками, мамой и братом», — рассказал адвокат о нынешнем положении Сачкова в СИЗО.
Адвокат объяснил сравнением с делом Дрейфуса тем, что «Сачков хотел провести параллель по поводу возможного общественного резонанса, которое его дело будет иметь».
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что он ничего не знает об обращении Сачкова к Путину.
Кроме того, 23 ноября Сачкову продлили арест на три месяца, до конца февраля 2022 года, сообщает «Интерфакс».
Дело Сачкова
RTVI узнал о задержании Ильи Сачкова в ночь на 29 сентября — в его офис пришли с обысками силовики. В итоге бизнесмена обвинили в госизмене «в форме выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну». Суть уголовного дела до сих пор не озвучена. Сачков своей вины не признает. Ему грозит до 20 лет лишения свободы.
Дело против Сачкова связывают с именем сотрудника Group-IB Никиты Кислицина. Власти США обвинили его в киберпреступлениях — следствие полагает, что он планировал продать данные, которые его сообщник украл у соцсети Formspring в 2012 году. Group-IB, в свою очередь, отрицала связь Кислицына с кражей.
По данным «Медузы»*, в 2014 году Кислицин дал показания ФБР в посольстве США в Москве. По сведениям издания, он рассказал о связи с российскими хакерами и заявил о своем желании «уладить ситуацию» в обмен на возможность спокойно посещать США. Кислицын утверждал, что дал показания американцам с согласия Ильи Сачкова.
В середине октября Сачков пожаловался на условия содержания в СИЗО. Он, в частности, говорил о том, что ему не дают соблюдать диету, которая необходима при его болезни.
Group-IB — одна из ведущих российских и мировых компаний в сфере кибербезопасности. В 2018 году компания открыла штаб-квартиру в Сингапуре, хотя большинство ее продуктов по-прежнему разрабатывается в России.
Илья Сачков участвовал в экспертных комитетах при Госдуме, МИД, Совете Европы и ОБСЕ в области киберпреступности. Сачков трижды встречался с президентом Владимиром Путиным и участвовал во встречах премьер-министра Михаила Мишустина с представителями IT.
*признано СМИ, выполняющим функции иностранного агента