В Нидерландах ученый Делфтского технического университета Боб Хендрикс создал живые гробы из грибов, которые способствуют быстрому разложению тела умершего. По задумке, они должны наносить меньший вред окружающей среде. Ученый вместе с похоронными агентствами уже протестировал первые экземпляры. Что из этого вышло — в материале RTVI.
Идея создания такого гроба Хендриксу пришла на выставке Dutch Design Week. Там он представил другую свою разработку — жилой дом, который был сделан из мицелия (грибница, напоминающая вату из тонких нитей). На выставке к ученому подошла девочка и спросила, может ли ее бабушка после смерти остаться в таком доме. Ее вопрос навел Хендрикса на мысль, что мицелий может вернуть человека к круговороту жизни в природе и даже обеспечивать пищу для растений.
Разработкой гробов занимался стартап ученого Loop. Первые экземпляры протестировали несколько голландских похоронных агентств, а в начале сентября в нем похоронили 82-лентюю женщину. В разговоре с изданием DeZeen Хендрикс пояснил, что мицелий будет перерабатывать токсины, которые выделяет мертвое человеческое тело и создавать условия для роста новых растений.
«Мицелий постоянно ищет отходы, чтобы переработать их в питательные вещества для окружающей среды», — рассказал он. Хендрикс напомнил, что мицелий использовали после аварии на Чернобыльской АЭС, а некоторые фермеры используют его для очистки почвы.
Гроб можно сделать за семь дней. По оценкам ученого, человеческое тело в нем будет разлагаться на протяжении двух-трех лет, хотя в обычных гробах этот процесс занимает до 10 лет. Его примерная стоимость составляет €1,5 тысячи.
«Мы живем на естественном кладбище. Мы недальновидные паразиты. Мы изнашиваем свои организмы до недееспособных, токсичных отходов — но что если оставить в них жизнь? „Живой кокон“ позволит людям снова стать одним целым с природой и обогатить почву, вместо того чтобы загрязнять ее», — отметил Хендрикс.
Сейчас команда Хендрикса изучает, какое именно влияние гроб окажет на качество почвы. Они надеются, что их исследования помогут им убедить местные власти использовать эти гробы. Также они сейчас работают со светоизлучающими грибами, которые могли бы прорастать через почву и стать своеобразным надгробием.
Необычные свойства грибов давно занимают умы как ученых, так и людей искусства. Например, им уделял самое пристальное внимание американский композитор Джон Кейдж. Он вел в нью-йоркской Новой школе спецкурс о грибах и даже создал микологическое общество. В 1964 году Североамериканская микологическая ассоциация вручила ему премию за вклад в развитие любительской микологии. Какова связь между Кейджем и Хендриксом (кроме того, что у голландского изобретателя безупречно музыкальная фамилия)? Кейдж активно интересовался архитектурой середины прошлого века — например, он находил идею стеклянного дома немецкого архитектора Миса ван дер Роэ созвучной собственному творчеству. Прозрачный дом без внутренних перегородок, состоящий из одной комнаты, при солнечном свете становился почти прозрачным и полностью растворялся в природе. Грибные гробы Хендрикса представляются достойным логическим продолжением этой темы.