Решение президента США Дональда Трампа признать суверенитет Израиля над Голанскими высотами стало главным международным скандалом недели. В том числе и потому, что было принято в разгар предвыборной кампании в Израиле и явно в знак поддержки действующего премьера Нетаньяху. Тем временем в Москве задаются вопросом: почему США признают Голаны, которые в большинстве стран считают аннексированной территорией, но не признают Крым? О том, чем живут Голаны сегодня и как Биньямин Нетаньяху сохраняет дружбу в атмосфере политических скандалов, — в материале Дмитрия Новикова.

Израильтянин Орен Коханович, «авантюрист-путешественник» (как он сам себя называет), рассказывает зрителям своего ютьюб-канала о Голанских высотах, признание которых заверил своей подписью президент Дональд Трамп. Орен показывает, как выглядят сейчас Голаны — территории, которые называют в большинстве стран мира спорными.

Археологи до сих пор раскапывают здесь древние находки библейских, римских и средневековых эпох. И обнаруживают свидетельства еврейских поселений 700-летней давности. Да что там 700-летней — здесь, по словам ученых, жили евреи еще до нашей эры, во времена Ирода первого.

Golan_1 copy.jpg

Фотография:
Scarlight / WikiCommons

С одной стороны — природный заповедник с гигантскими садами, реками и целебными источниками, своего рода туристический рай. Этот рай здесь построили израильские власти. Голаны стали одним из самых популярных курортов страны. Но с другой стороны — некоторые места тут явно не для прогулок. Орен Коханович предупреждает: ходить по этой земле следует крайне осторожно. И только там, где разрешено. Иначе можно подорваться на минах, сделанных когда-то в СССР.

Минные поля, оставшиеся здесь с 1967 года, израильтяне находят и обезвреживают до сих пор. Советское же происхождение мин объясняется просто: в том арабо-израильском конфликте Москва выступала отнюдь не на стороне Иерусалима.

Шестидневная война — одна из самых коротких в мировой истории. Эти шесть дней изменили Ближний Восток не только географически. Спустя почти два десятилетия после создания еврейского государства арабский мир желал пересмотра границ. И армия Израиля, не дожидаясь реванша со стороны Египта, Иордании и Сирии, за несколько дней закрепилась в том числе и на Голанских высотах — стратегически важных для отражения антиизраильских вооруженных атак территориях, когда-то находившихся под протекторатом то Британии, то Франции, а после Второй мировой войны в течение 23 лет входивших в состав сирийской провинции.

голанские высоты.jpg

Почти две тысячи квадратных километров больше 50 лет находятся под контролем Израиля. На севере — граница с Ливаном, на юге — с Иорданией, а на востоке — Сирия, где все эти годы хотели вернуть утраченные в ходе войны Голаны.

Евгений Коган, профессор ВШЭ: «Голанские высоты никогда нельзя отдавать. Да, они были захвачены Израилем. Да это сирийская территория. Это, действительно, так было когда-то. <…> Если к вам кто-то приставал и вы давали в морду, хорошо давали, он отползал, то, чтобы он больше не наползал на вас, вы у него забрали кусочек территории, сказав, что это теперь моя территория».

Вместе с московскими израильтянами — профессором Евгением Коганом, поэтом Александром Елиным и одним из создателей русского сегмента интернета Михаилом Гуревичем (а они живут на две страны — Россию и Израиль) первое, в чем мы пытаемся разобраться: не оказал ли ненароком американский президент медвежью услугу еврейскому народу?

Александр Елин, поэт: «По идее надо бы радоваться, что Америка признала Голаны. А я, например, не радуюсь. Потому что мне кажется, что, когда Америка делает это одна, кроме усиления антиамериканских и антиизраильских настроений в мире это ничего не вызывает».

Тем временем в арабских странах проходят акции протеста. В Сирии и Иордании демонстративно жгут израильские флаги, выкрикивают антиамериканские лозунги.

протесты в иордании.jpg

Акция протеста в Иордании Фотография:
Andre Pain / EPA / TASS

А со стороны палестинских территорий — новые обстрелы Израиля. На этот раз ракетная атака пришлась на крупнейшие города. Среди пострадавших семь человек. Армия обороны Израиля тут же стягивает к границам анклава танки и наносит ответный удар.

TASS_32334298 copy.jpg

Дональд Трамп и Биньямин Нетаньяху Фотография:
Zuma / TASS

Размашистый жест президента Трампа в Совете безопасности ООН не поняли. Там в полном составе, за исключением лишь представителя США, продолжают настаивать: всем странам необходимо придерживаться принятой еще 38 лет назад резолюции. Согласно этому документу, «все односторонние решения Израиля об управлении Голанскими высотами являются недействительны и не имеют юридической силы».

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Сотрудники администрации американского президента уверяли оппонентов, что Трамп, действуя с позиций благородства и добра, лишь зафиксировал сложившуюся за полвека реальность. Но нашлись и те, кто, обвинив его в двойных стандартах, сформулировал риторический вопрос: почему же тогда США, подтвердив принадлежность Голанских высот Израилю, противятся признавать Крым российским? Ведь и там реальность уже пять лет как другая.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Просчитывал ли Дональд Трамп на несколько шагов вперед, делая такой подарок Израилю? Или просто не смог отказать премьеру Нетаньяху в поддержке его предвыборной кампании, вероятно, рассчитывая, что признание Голанских высот поможет другу победить на предстоящих парламентских выборах?

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Эли Каждан, политолог: «Мы уже привыкли к тому, что американское правительство довольно активно принимает участие в наших выборах».

Политолог Эли Каждан — один из самых известных специалистов по международным отношениями и дипломатии в Израиле. Он родился в Москве, закончил Гарвард, 15 лет прожил в США.

Эли Каждан, политолог: «Мы маленькая страна, у которой не всегда есть лучшие друзья во всех краях мира. Когда нас обнимает президент США, нам это приятно. <…> Иногда он дает нам подарки, и немало подарков. И это меня иногда беспокоит, потому что я не верю в бесплатные подарки в международной политике. В какой-то момент будет какая-то цена».

Но помимо друга-Трампа по одну сторону океана по другую есть еще один политик, с кем у израильского премьера Нетаньяху сложились отношения.

put it in benjamin.jpg

Биньямин Нетаньяху и Владимир Путин Фотография:
Zuma / TASS

Михаил Гуревич, медиаменеджер: «Нет другого такого лидера сегодня в мире, который одновременно поддерживал столь качественный уровень взаимоотношений и с Белым домом, и с Кремлем <…> Я как израильтянин и как московский израильтянин считаю, что то, как Биби умеет общаться с Путиным — это даже важнее того, как он умеет общаться с Трампом».

Неискушенный в израильской политике человек, если со стороны послушает такую дискуссию, не сразу разберется: кто же такой Биби? А это — школьное прозвище премьер-министра Нетаньяху.

Москва в отличие от Вашингтона хоть и не дарит Биньямину Нетаньяху столь видимых геополитических подарков, как перенос посольства в Иерусалим или признание Голанских высот накануне выборов в Кнессет, но ведь подарки бывают и невидимые. Из последних — закулисные «разрешения конфликтных ситуаций по Сирии», где (если бы не договоренности) столкновение интересов многих стран, в том числе и Израиля, давно бы привели к уже далеко не локальному военному конфликту.

Эли Каждан, политолог: «Уникальная ситуация — человек, у которого уже немало опыта, он является каким-то звеном, которое очень интересно, очень странно связывает и перевязывает супердержавы».

Пока же не только в ситуации с признанием Голанских высот израильскому премьеру удается лавировать. Между Вашингтоном и Москвой, правыми и левыми, либералами и ортодоксами. Ради сохранения равновесия. И тут не надо спрашивать, какого именно — предвыборного или поствыборного? Равновесия для всего Израиля или лишь для своей партии? Для него уже давно, как утверждают его однопартийцы, все взаимосвязано, и одно невозможно без другого.

Израильский блогер Орен, завершая знакомство зрителей своего ютьюб-канала с красотами спорной территории, зовет всех непременно побывать на Голанских высотах. Здесь, кстати, сложилась удивительная ситуация: коренное население — сирийские арабы, друзы — ни возмущения, ни недовольства не выразили. Здесь, на своей территории, они вполне счастливы, служат в израильском ЦАХАЛ, имеют израильское гражданство. Эти люди давно сделали самый мудрый выбор из всех возможных: главное, чтобы не было войны.