24 февраля Китай представил свое видение преодоления украинского кризиса из 12 пунктов. План Пекина встретил жесткую критику со стороны США и некоторых экспертов, ожидавших от документа четких «шагов к действию» с предложением конкретных гарантий для обеих сторон. На Западе допускают, что в ближайшее время Китай может начать активно помогать России и поставлять ей вооружения. RTVI разбирался, как меняется позиция Китая по украинскому кризису, зачем Пекин опубликовал свой «план» по урегулированию конфликта и стоит ли ожидать от КНР более выраженной поддержки Москвы.
Китай и украинский кризис в 2022 году
С начала военной операции России на Украине Китай занимал сдержанно-нейтральную позицию в отношении конфликта. На международных форумах, которые хоть как-то касались украинской проблемы, Пекин излагал суть своего видения ситуации в трех концепциях — «четырех необходимостях», «четырех единствах» и «трех темах для размышления». Содержание этих формулировок сводилось к обобщению общепринятых принципов международного права и выдержек из устава Организации Объединенных Наций.
«Четыре необходимости» (四个应该) — основные принципы урегулирования украинского кризиса, выдвинутые председателем КНР Си Цзиньпином 8 марта 2022 года в ходе видеосаммита Си с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером ФРГ Олафом Шольцем. Принципы предполагают:
- необходимость уважения суверенитета и территориальной целостности всех стран;
- соблюдение целей и принципов Устава ООН;
- серьезное отношение к разумным соображениям безопасности всех сторон;
- приложение всех усилий для мирного разрешения кризиса.
«Четыре единства» (四个共同) — в них, в отличие от «четырех необходимостей» Китай призывал страны к непосредственным действиям, которые требуют совместного вклада международного сообщества. Согласно ним, Пекин предлагал:
- совместно поддерживать усилия по мирному урегулированию кризиса;
- совместно противостоять применению или угрозе применения ядерного оружия;
- совместно обеспечить стабильность глобальной цепочки производства;
- совместно оказывать помощь гражданскому населению кризисных районов в зимний период.
«Три темы для размышления» (三点思考) :
- в конфликтах и войнах не бывает победителей;
- простого решения сложных проблем не существует;
- конфронтации между крупными державами необходимо избегать.
«Китай всегда стоял на стороне мира, будет и впредь содействовать мирным переговорам, поддерживает и надеется на возобновление мирных переговоров между Россией и Украиной», — говорилось в заявлении по итогам ноябрьской встречи председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена. Тогда Пекин заявлял, что он надеется на прямой диалог между США, НАТО, Европейским союзом и Москвой.
Китай не выступал против России, а где-то и косвенно поддерживал Москву. Например, Китай воздерживался от голосований по резолюциям ООН, осуждающим Россию, не вводил санкций против российских компаний и физлиц, увеличивал объем закупок российских энергоресурсов (хотя и со скидкой), поставлял комплектующие, используемые в промышленности. При этом Китай старался держать некоторую дистанцию от Москвы, чтобы не усложнять отношения с США и ЕС. На практике это означало в том числе следование букве американских и европейских санкций. В общении с западными журналистами китайские дипломаты объясняли, что не поддерживают Москву в украинском вопросе и хотели бы скорейшего урегулирования ситуации.
В декабре 2022 года посол Китая в ЕС Фу Цун попросил журналистов не «зацикливаться на терминологии» заявления, подписанного Путиным и Си 4 февраля 2022 года. В нем говорится, что «дружба между двумя государствами не имеет границ, в сотрудничестве нет запретных зон». Китайский дипломат подчеркнул, что КНР имеет аналогичные партнерские отношения со многими странами и не ставит «искусственных ограничений» на какие-либо двусторонние связи. «И Россия, и Украина — наши хорошие друзья, и мы не хотим выбирать между друзьями. Это исходная точка нашей позиции», — сказал посол.
Как Вашингтон сближает Пекин и Москву
На тональность заявлений Китая по поводу конфликта на Украине и его виновников влияют отношения с США. Со дня прихода к власти администрации Байдена Китай пытался смягчить последствия «торговой войны» Дональда Трампа, однако в результате американо-китайская конфронтация приобрела еще и политический характер. Виной тому в том числе стало обострение вокруг Тайваня. В частности, Китай считает неприемлемым визиты высокопоставленных законодателей США на Тайвань.
В начале января в СМИ связали назначение бывшего посла КНР в США Цинь Гана на должность главы МИД с желанием Китая найти подходы для сближения с США. Цинь — американист по образованию, а за время пребывания в Вашингтоне он смог оставить после себя положительное впечатление. В своей «прощальной» статье для Washington Post он заявил, что будущее всего мира зависит от стабильных отношений КНР и США.
На саммите G20 на Бали в ноябре прошлого года Байден и Си договорились не допускать ухудшения отношений до той стадии, когда какие-либо переговоры между сторонами будут невозможны. С целью поддержания диалога в КНР в январе 2023 года должен был приехать Госсекретарь США Энтони Блинкен для встречи с заведующим канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И. Но визит был отменен из-за инцидента с китайским аэростатом, который в США посчитали шпионским. Китай остро отреагировал на решение США сбить китайский аэростат и последовавшие за этим обвинения в шпионаже Пекина за всем миром. Как результат, Китай ужесточил риторику в отношении США, а встреча между Энтони Блинкеном и Ван И на полях Мюнхенской встречи по безопасности оказалась безрезультатной. «Похоже, что США активно стремились к диалогу с Китаем, но они не проявили ни искренности, ни размышлений о решениях проблем», — написали в китайском таблоиде Global Times.
После публикации в середине февраля статьи американского журналиста Сеймура Херша о предполагаемой причастности Белого дома к уничтожению «Северных потоков» китайская дипломатия согласилась с мнением Херша и публично поддержала риторику Москвы по обвинению США в подрыве потоков. 22 февраля представитель Китая в ООН Чжан Цзюн заявил о необходимости проведения расследования, «чтобы установить правду и виновных» во взрывах. «Диверсия на «Северном потоке» была не случайностью, а преднамеренной акцией. Если мы не выясним правду и виновных, это подтолкнет злонамеренных лиц к новым терактам», — посчитал китайский МИД.
Китай сам за себя
Таким образом действия и заявления Китая по Украине имеют скорее не пророссийский, а антиамериканский характер, и именно в таком контексте стоит рассматривать публикацию Пекином так называемого «плана» по урегулированию ситуации на Украине. Например, один из первых пунктов документа говорит о необходимости «территориальной целостности» стран. Это не только общий принцип международного права, но и любимый тезис китайской дипломатии, впервые использованный Китаем в 1954 году, когда Пекин и Дели подписали соглашение, согласно которому Индия признала Тибет китайским. В современной международной политике этот принцип важен для Китая по другой причине — из-за Тайваня, который Пекин считает своей провинцией. И хотя большинство международного сообщества признает, что Тайвань — это неотделимая часть Китая (без официального признания этого пункта Китай не устанавливает дипломатические отношения с кем-либо), активные поездки представителей законодательной власти США, стран ЕС и Японии воспринимаются в Пекине как попытки придать Тайваню статус де-факто независимого государства.
С 14 по 22 февраля проходило европейское турне Ван И, в ходе которого он посетил Италию, Францию Венгрию, Россию и выступил на Мюнхенской конференции по безопасности, где китайский дипломат впервые сообщил о планах Китая опубликовать свои предложения по урегулированию украинского кризиса. Проведенные встречи с главой МИД Дмитрием Кулебой и дальнейшие переговоры Ван И с главой совбеза Николаем Патрушевым, главой МИД Сергеем Лавровым и Владимиром Путиным создали впечатление, будто Китай берет на себя роль посредника в вооруженных действиях. Из-за этого от плана ожидали конкретных предложений и шагов к действию, но он лишь стал объединением ранее изложенных Китаем принципов. Стоит отметить, что официально документ обозначается менее обязывающей формулировкой «позиция Китая», что не подразумевает под собой необходимость содержания конкретных руководств к действию. В Белом доме посчитали план пророссийским. «Если [президент России Владимир] Путин аплодирует этому [плану], какая может быть от этого польза? Я не видел в плане ничего, что <…> было бы выгодно кому-либо, кроме России», — сказал Джо Байден в интервью ABC News.
Другой пункт китайского мирного плана осуждает односторонние санкции. С точки зрения ситуации на Украине, речь идет об ограничениях США, ЕС и их союзников против России, однако и сам Китай подвергался санкциям США в отношении своих технологических компаний. Также этот пункт отсылает к осуждению «юрисдикции длинной руки», против которой выступает Пекин. «Юрисдикция длинной руки» — возможность судов рассматривать дела и выносить обязательные решения против ответчиков, которые проживают или зарегистрированы за пределами юрисдикции суда. Часто применяется американскими судами в отношении китайских компаний, сотрудничающих с Ираном, Венесуэлой и Россией.
Наконец, Китай регулярно осуждает США за поставки вооружений Украине. В частности, официальный Пекин назвал решение США передать Украине танки Abrams M1 «подливанием масла в огонь». «США — главный инициатор и основная движущая сила украинского кризиса, они непрерывно поставляют тяжелое и наступательное вооружение на Украину, затягивая конфликт и делая его более интенсивным», — сообщила 30 января официальный представитель МИД КНР Мао Нин.
Западные политики обсуждают возможность поставок Москве вооружений со стороны Китая, но это едва ли выгодно Пекину с политической точки зрения. Сейчас Китай остается единственной не участвующей в украинском конфликте (косвенно или напрямую) страной из постоянных членов Совета Безопасности ООН. Таким образом Китай может противопоставить себя США в глазах стран, напрямую не связанных с вооруженными действиями на Украине — это государства Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, с которыми Китай активно развивает торгово-экономическое сотрудничество. Если такие страны не хотят портить отношения ни с Москвой, ни с Вашингтоном, ни с Брюсселем, но боятся заявлять о нейтральном отношении «в одиночку», то они могут сослаться на позицию крупной державы — Китай.
В китайском документе оотсутствует тезис о недопустимости поставок оружия какой-либо из сторон — как России, так и Украине, но при этом Китай летального оружия Москве не поставляет и вряд ли будет это делать, полагает китаист, директор ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. С другой стороны, Пекин играет важную роль в поставках промышленного оборудования, материалов и компонентов, указал аналитик.
19 февраля Энтони Блинкен заявил, что Китай рассматривает возможность предоставления России летального вооружения — какие системы вооружений под этим подразумевались, он не уточнил. При этом данные американской разведки подтверждают, что на данный момент поставок летального вооружения Пекин не предпринимал. По информации источников CNN и The Wall Street Journal, Китай рассматривает возможность поставки беспилотников, артиллерии и боеприпасов для стрелкового оружия. По информации Spiegel, ведутся переговоры о поставках 100 дронов. Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь назвал информацию о возможных поставках домыслами и «беспочвенной спекуляцией».
Критика поставок вооружения Киеву и призыв расследовать подрыв «Северных потоков» отражают обеспокоенность Китая по поводу применения Западом арсенала инструментов давления против самого себя в будущем. Вашингтон продолжает поставки тех же танков M1 Abrams и другого вооружения тайваньской администрации и выстраивает диалог о сдерживании Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе в рамках форматов QUAD (Австралия, Индия, США и Японии) и AUKUS (Австралия, Великобритания и США). Возможно, намеренный подрыв «Северных потоков» создает прецедент в современных международных отношениях, когда третья страна (согласно Хершу, США) умышленно уничтожила чужой (российско-германский) экономический объект, не находясь с государствами-собственниками объекта в состоянии войны. И это не может не волновать Пекин с его зарубежными транспортными и энергетическими проектами — если «Северный потоки» действительно были уничтожены намеренно, то такая же учесть может постигнуть и китайские объекты за рубежом в случае нарастания конфронтации Китая с его соперниками. Конфликт на Украине дал китайской дипломатии возможность еще раз обозначить свои интересы и беспокойства и напомнить США о «красных линиях», через которые нельзя переходить, если в Вашингтоне еще стремятся стабилизировать отношения с КНР.