Феминизм дал женщинам многое — право голосовать, учиться, работать. И все же в некоторых сферах гендерные предубеждения до сих пор никуда не исчезли. Сфера IT — одна из них. Во многом это показал фильм Юрия Дудя о Кремниевой долине, в котором не нашлось места для женщин.

Для борьбы с гендерными стереотипами в «компьютерных» областях российские специалистки объединились в спецпроекте Women Power IT. Главная цель — показать, что в 2020 году не существует «мужских» и «женских» профессий. RTVI поговорил с авторкой проекта, менеджером продуктов SkillFactory Анной Плоткиной о том, откуда берется гендерная предвзятость и как с ней бороться.

RTVI: Как вы поняли, что такой инфопродукт нужен, и как отреагировали коллеги?

Анна Плотника: По социально-этическим взглядам я интерсекциональная феминистка. Права и положения женщин и вообще проблема равенства меня очень близки. Мне захотелось показать эти истории, рассказать о том, как реальные женщины прокладывают себе путь в тех профессиях, которые стереотипно до сих пор считаются больше мужскими.

Главная цель проекта — вдохновить и показать, что на самом деле нет никакого более мужского или женского склада ума. Просто есть разные обстоятельства, которые мешают тому или иному гендеру на пути по карьерной лестнице, но это точно не должно существовать в том виде, в котором оно есть сейчас.

Как фильм Юрия Дудя о Кремниевой долине критиковали за сексизм

В конце апреля журналист Юрий Дудь выпустил большой документальный фильм о сфере IT, предпринимателях-эмигрантах и преимуществах переезда в США. Видео длится больше трех часов, и за это время в кадре не появляется ни одна женщина. При этом в Кремниевой долине русскоязычные женщины, разумеется, работают и нередко занимают руководящие позиции в крупных корпорациях.

Необоснованный гендерный перевес вызвал среди зрителей много споров, создателей фильма обвинили в дискриминации. «Юрий не любит интервьюировать женщин, и это сыграло очень против него. В Америке это называют сексизмом и отсутствием равных возможностей», — заявила основательница PR-агентства Yoken Ксения Чабаненко.

«Гендерная дискриминация в карьере — это не миф, созданный „злобными феминистками“, это реальность, подтвержденная экономистами всего мира. В мире бизнеса смотрят по сторонам: „Ни одной женщины топ-менеджера нет, значит женщины плохие топ-менеджеры“. Такие стереотипы усиливают страх и нежелание женщин заниматься бизнесом (словно и без этого у них мало препятствий)», — написала создатель проекта «Почему женщины достигают» Марина Ментусова.

Есть исследования, которые доказывают, что девушки лучше пишут код, но все равно в самой индустрии девушек меньше. При этом я лично общаюсь с молодыми девушками и женщинами и вижу, что было бы здорово, если бы кто-то когда-то мог показать и рассказать, что все доступно, нет никаких препятствий, кроме наших каких-то предубеждений и установок.

RTVI: А почему в таких инновационных сферах, как IT и Data Science вообще есть место гендерному перевесу? Как так вышло, что они считаются мужскими?

Анна Плотника: Все дело в нашем мышлении, в том, как мы смотрим вокруг себя. А наше мышление несет на себе отпечаток того, как исторически сложилось разделение между мужским и женским. Исторически девушки и женщины получили доступ к образованию вообще и к высшему в частности совсем недавно. Те же суфражистки в 20 веке отстаивали право голосовать. Доступ к знаниям женщины получили намного позже мужчин, поэтому стереотипно мы все еще думаем, что все, что касается интеллектуального труда — работы, ума, — это про мальчиков. Стоит вспомнить, что в сложившемся образе жизни препятствием для девушек является 2 и 3 смены (тут она имеет в виду термины из фемтеории). Воспитание детей, забота о стариках и о быте в целом — это все еще по факту женская обязанность. Женщины вкладывают в это много сил и ресурсов.

RTVI: А эта проблема есть только в России или везде? Например, в том же фильме Дудя о Кремниевой долине все эксперты — мужчины. Дело в Дуде или в США действительно не найти женщин-профессионалов в этой сфере?

АП: Дело в том, как условный Юрий Дудь мыслит. Он скорее пригласит героя, а не героиню, потому что так устроено его мышление. Хотя в крупных корпорациях работают женщины на лидирующих и руководящих позициях. Тем не менее мы привыкли думать, что живем в более мужском мире. Прежде всего мы отмечаем их успехи и достижения. Поэтому мы позовем на интервью мужчин, потому что они кажутся скорее успешнее. Дело в том, как исторически сложилось, а не в том, как есть на самом деле. Нет ни одного подтвержденного научным исследованиям доказательства того, что девушки иначе мыслят.