Активист группы Arts Against Aggression Дмитрий Смелянский рассказал, что им удалось уговорить хозяина кинотеатра West Newton Cinema в пригороде Бостона отменить показ российского фильма о Великой Отечественной войне «Т-34». RTVI собрал доводы сторон «за» и «против» таких мер.
«Когда я увидел рекламу этого фильма в фейсбуке, меня очень удивила тематика. Потому что это кинотеатр независимого кино, это кинотеатр, в котором показывают фестивальные фильмы, в котором показывают высокохудожественные фильмы, к которым этот фильм не относится», — пояснил свою позицию Смелянский, который и предложил руководству бостонского кинотеатра отменить показ.
После этого активист связался с хозяином West Newton Cinema Дэвидом Брамантой и выяснил, что тот ничего не знал о сюжете фильма. По его словам, после рассказа о том, кто финансировал и продюсировал ленту, владелец кинотеатра сказал, что «не уверен, что хочет его показывать». При этом, отметил Смелянский, владельцы кинотеатров должны сами выбирать, что хотят видеть в своих заведениях. Запрещать какие-то фильмы исключительно по политическим соображениям, по его мнению, не стоит.
Почему в американском кинотеатре отменили показ «Т-34»? Дискуссия на RTVI
Общественный активист и правозащитник Илья Заславский считает правильным отказ от проката «Т-34». Он назвал фильм «сурковско-мединским фэнтези о войне, где все представлено в черно-белых красках». По его мнению, основной посыл картины можно описать лозунгом «Можем повторить», популярным среди ура-патриотов. Он, как и Смелянский, считает, что владелец кинотеатра вправе выбирать фильмы для проката, а «всякое пропагандистское дерьмо он показывать не хочет».
Российские власти, отметил Заславский, продвигают в западных академических и культурных кругах определенные «колорадские» нарративы. По его мнению, война в Украине и «гибридная война» в других регионах — это последствия таких действий. В продвижении таких мотивов российским властям помогает, например, выходец из СССР предприниматель Леонид Блаватник, который выступил продюсером фильма.
Исполнительный директор группы компаний «Киносфера», которая занимается показом российских фильмов в мире, Алексей Первушин рассказал, что за три года сталкивается с таким впервые. По его мнению, кампания по отказу от проката фильма — большая пропаганда, чем та, что приписывают «Т-34». Об истории создания ленты и ее продюсерах Первушин осведомлен слабо, поскольку его компания не имеет отношения к производству.
Кинокритик Егор Беликов тоже считает, что в фильме нет явного пропагандистского посыла. «Из всех пропатриотических фильмов, в том числе спродюсированных Михалковым, „Т-34“ представляется мне одним из самых безобидных», — отметил он. Сама картина критику кажется пропагандистской не больше, чем голливудские ленты вроде «Спасти рядового Райана».
По его мнению, «Т-34» скорее о переосмыслении войны: в фильме на первый план выдвинули не героев, которые совершают подвиги, а танковые бои. Их Беликов сравнил со спортом, в котором соревнуются команды СССР и нацистской Германии. «Здесь наконец-то нет героев, нет святых, здесь простые люди, которые просто занимаются своим делом», — добавил он. В то же время критик отметил, что не остался от фильма в восторге, но и не «ранен в душу».
Беликов считает, что отказ бостонского кинотеатра от проката «Т-34» сравним с запретом в России американской комедии «Смерть Сталина». В этом с ним согласен и режиссер Илья Шерстобитов, который также не заметил в ленте «лютой пропаганды». По его словам, стремление «с исступленностью комсомольцев» пытаться запретить фильм, чтобы ни у кого другого не было другого мнения, — непродуктивно. В конце концов, отметил режиссер, каждый должен сам для себя выбирать, что смотреть.
Сама картина, отметил Шерстобитов, сделана по голливудским канонам, а поэтому вышла зрелищной и интересной. Слова же о пропагандистской натуре фильма режиссер сравнил с конспирологической теорией, что армия США специально поддерживает голливудские фильмы, чтобы продвигать положительный образ.
В фильме «Т-34» рассказывается история советских солдат, которые спасаются из германского концлагеря с помощью Т-34-85, который по сюжету захватили немцы. В России он вышел в прокат 1 января 2019 года. Его также покажут в нескольких городах США и Канады: Торонто, Лос-Анджелесе, Чикаго, Сан-Франциско и Майями.