Утром 7 октября палестинское исламистское движение ХАМАС («Исламское движение сопротивления») объявило о начале военной операции «Буря Аль-Аксы» против Израиля. В некоторых местах его силы проникли на израильскую территорию, по ней было выпущено более 2,2 тысячи ракет. В ответ Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) начала операцию «Железные мечи». RTVI обсудил с экспертами, почему конфликт обострился именно сейчас, как на него отреагирует международное сообщество и приведет ли это к новой арабо-израильской войне.
Почему ХАМАС напал на Израиль именно сейчас
Атака палестинских исламистов началась ровно в день «50-летия» войны Судного дня 1973 года, когда Израиль тоже выступал против тяжелого нападения, отметил в беседе с RTVI ведущий научный сотрудник Отдела Израиля и еврейских общин Института Востоковедения РАН Дмитрий Марьясис. «Это был своеобразный повод отметить эту дату», — сказал эксперт. Среди других причин — приближение нормализации в отношениях Саудовской Аравии с Израилем, переговоры между которыми идут достаточно успешно.
«Если страны наладят отношения, то позиции палестинского движения сопротивления будут сильно ослаблены, и, чтобы этого не допустить, могли решить провести такую атаку», — считает Марьясис.
ХАМАС также заинтересован в том, чтобы привлечь внимание международного сообщества к палестинской проблеме, пока оно сосредоточено на украинском кризисе, отметил в беседе с RTVI ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО Александр Крылов.
«Все разом забыли о палестинской проблеме, о ее существовании, но на самом деле они никуда с этими своими проблемами не девались. И в этой связи, конечно, [им] нужно было напомнить о себе», — сказал он. Раньше, еще до украинского конфликта, до пандемии COVID-19 и последовавших экономических потрясений о палестинской проблеме вспоминали, и другие страны обращали внимание на проводившиеся Израилем операции на территории сектора Газа.
«В адрес Израиля раздавались серьезные критика и с площадки ООН, и даже со стороны многих западных стран. А сейчас мало кто вообще слышал о том, что Израиль продолжил свои военные операции в регионе», — сказал Крылов. По словам эксперта, в ходе нацеленных против лидеров ХАМАС операций израильской армии гибли и мирные палестинцы, что также стоит учитывать как одну из возможных причин конфликта.
Помимо того, в секторе Газа назревает гуманитарный кризис, констатирует Крылов.
«Газа находится в блокаде, затруднено сообщение по морю, суше и воздуху, в том числе [доставка] гуманитарной помощи. Более того, эта гуманитарная помощь стала уменьшаться. США начали выстраивать свою политику на Ближнем Востоке таким образом, чтобы сблизить Израиль с нефтедобывающими странами Персидского залива — например, путем заключения Авраамского соглашения», — объяснил эксперт.
По его словам, после нормализации отношений Израиля с арабскими странами Персидского залива последние начали сокращать поддержку палестинцам, что не могло их порадовать, особенно тех, кто проживает в секторе Газа.
ХАМАС подобрал максимально выгодное для себя время нанесения удара по Израилю. Как отметил Крылов, на осеннюю пору в Израиле приходится большое число различных праздников и памятных дат. «Вчера в Израиле отпраздновали последний день Суккота (один из еврейских праздников — прим. RTVI), и это праздничное время, пока израильтяне расслаблены, было выбрано для прорыва», — объяснил эксперт.
Кто поддерживает ХАМАС
ХАМАС пользуется поддержкой определенной части палестинцев, особенно проживающих на территории сектора Газа, отметил Дмитрий Марьясис. Хотя их вооружение сложно оценить, но они уже запустили по Израилю более 2,2 тысячи ракет, и вряд ли это последние запасы такого вооружения в распоряжении движения, рассуждает он.
Основной союзник ХАМАС — Исламская Республика Иран, которая оказывает ему активную поддержку не только деньгами, но и технологиями и техникой, сказал эксперт. «Если предположить, что за атакой может стоять какая-то третья страна, то это может быть только Иран, который никогда и не скрывал своих симпатий к палестинцам», — объяснил Марьясис.
К чему может привести нападение
ХАМАС активно призывает других палестинцев, проживающих на территории Израиля и в соседних странах, присоединиться к борьбе.
«Вчерашняя пятничная молитва практически прошла под знаменем того, что палестинцы должны начинать третью интифаду. А вот то, что сейчас началось, на мой взгляд, это действительно уже первый шаг третьей интифады, — размышляет Александр Крылов. — Они уже пробили железобетонную стену, и в Газе призывают людей мобилизоваться, чтобы они проходили через этот проход в стене и выходили на территорию Израиля, уничтожая все на своем пути».
Помимо того, палестинцы через свои СМИ распространяют призывы в адрес «Хезболлы» в Ливане, обращаются к сирийцам и находящимся на территории Сирии иранским силам, пытаются повлиять на палестинцев, проживающих в Ливане. По словам Крылова, если последние решат поддержать ХАМАС и откроют «северный фронт», то конфликт может перерасти в полноценную третью арабо-израильскую войну. В ответ Израиль ввел чрезвычайное положение и начал мобилизацию резервистов. Вероятно, Израиль планирует ответную атаку, считает эксперт.
Что касается внутренней политики Израиля, нападение ХАМАС может привести к серьезным разбирательствам и претензиям по отношению к политическому и военному руководству страны, отметил Дмитрий Марьясис.
«Израильская пресса писала о недавних встречах между лидерами палестинских группировок. По сообщениям СМИ, они планировали скоординированно провести определенные мероприятия в сфере безопасности. Странно, что прессе это было известно, а политическому и военному руководству, судя по всему, нет», — объяснил он.
И хотя нынешние позиции правительства Израиля шаткие, на время войны каких-то политических дрязг ожидать не стоит, так как все стараются оказать посильную помощь обороне страны. «Но после окончания конфликта последуют очень серьезные разбирательства. Как такое ультраправое правительство с претензией на обеспечение высокого уровня безопасности привело страну к абсолютной неготовности противостоять открытому прорыву границы, остается вопросом. Но это будет потом», — заключил Марьясис.
Как отреагирует международное сообщество
Хотя сторонники палестинской государственности уже давно не рассчитывают на широкую международную поддержку, они надеются хотя бы всколыхнуть исламский или арабский мир, считает Крылов.
«Одно дело, скажем, когда идет бодание на границах между Израилем и сектором Газа. Это обычно проходит строчкой в СМИ, но не вызывает каких-либо эмоций даже в арабском мире. А вот если начнется это все вокруг мечети Аль-Акса на Храмовой горе (ХАМАС заявляет, что защищает мечеть Аль-Акса в Иерусалиме — прим. RTVI), то это скажется на позициях Израиля», — объяснил эксперт.
Если прозвучат серьезные призывы в поддержку палестинцев на уровне Лиги Арабских государств или в Организации исламского сотрудничества, то это может привезти к чему-то серьезному, особенно в сфере энергоресурсов, прогнозирует Крылов. Так, в ходе войны Судного дня 1973 года арабские страны прекратили поставлять нефть в поддержавшие Израиль западные государства, что привело к нефтяному и экономическому кризису.
«Я не хочу сказать, что сейчас наблюдается какой-то энергетический кризис, но все-таки ситуация с энергоресурсами и в Европе, и в США достаточно неопределенная. Американцам перед выборами скачок цен на нефть не нужен. И если арабы что-то в этой области придумают, то Европа и США могут сделать серьезное замечание Израилю», — заключил эксперт.