13 марта в Китае состоялось заключительное заседание первой сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 14-го созыва. Вновь избранный председатель КНР Си Цзиньпин подвел итоги проведения «двух сессий» — ВСНП и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК, аналог общественной палаты). И хотя эти сессии проходят каждый год, раз в пять лет ВСНП выполняет одну из своих основных функций по Конституции КНР — избирает председателя КНР и утверждает состав китайского правительства.
1. Си Цзиньпин пока без преемника
Главный итог проведенных «двух сессий» — единогласное переизбрание Си Цзиньпина председателем КНР, это его третий срок пребывания в должности главы государства. «За» проголосовали 2 952 членов парламента.
Конституция КНР ранее ограничивала пребывание одного и того же человека на посту председателя КНР двумя пятилетними сроками, однако после внесения поправок в конституцию в марте 2018 года одно и то же лицо может возглавлять государство неограниченное число раз.
Помимо избрания председателя КНР, ВСНП утверждает кандидатуру премьера Госсовета КНР (правительства) и его состав (по представлению премьера), выбирает председателя Центрального военного совета КНР (ЦВС КНР) и утверждает его состав (по представлению председателя ЦВС), избирает генпрокурора, верховного судью и руководителя госкомитета контроля.
Как в переизбрании Си, так и в большинстве других важных кадровых решений по итогам «двух сессий» не было интриги — в связи с номинальной ролью ВСНП де-факто важные государственные должности были распределены по итогам XX съезда Компартии Китая (КПК), который проходил в октябре 2022 года. 22 октября, на следующий день после окончания съезда, состоялось первое пленарное заседание Центрального комитета КПК 20-го созыва, на котором члены ЦК утвердили состав Постоянного комитета (ПК) Политбюро ЦК КПК из семи человек. Традиционно внутри этой семерки существует определенная полуформальная иерархия — во всех партийных документах и газетах их перечисляют в строгом порядке, при этом каждой из позиций в списке всегда соответствует определенная государственная или партийная должность. Например, второй в списке — это всегда глава Госсовета КНР, третий — председатель ПК ВСНП, а предпоследний — первый вице-премьер.
Похожая ситуация и с кадровыми назначениями по военной иерархии — Центральный военный совет (ЦВС) КНР, состав которого утверждается ВСНП по предложению избранного председателя ЦВС. ЦВС КНР по функционалу и составу приходится дублирующим органом партийному Военному совету ЦК КПК, состав которого был определен в тот же день, что и ПК Политбюро ЦК КПК. Кстати, пост председателя этих двух органов также занимает Си Цзиньпин.
Совмещая одновременно три должности — генерального секретаря ЦК КПК, председателя КНР и председателя ЦВС КНР/ВС ЦК КПК — Си Цзиньпин находится на вершине соответственно партийной, государственно-исполнительной и военной иерархии. К практике такого единоначалия китайские руководители пришли только в начале 90-ых годов с приходом к власти Цзян Цзэминя. Другой вопрос, какая из должностей более важная. Так, известный китайских реформатор Дэн Сяопин, не будучи формальным главой государства и партии, занимал только пост председателя ЦВС КНР/ВС ЦК КПК и при этом фактически руководил и партией, и страной.
Одновременно с избранием председателя КНР ВСНП голосует и за его заместителя. Конституция КНР очень вольно определяет полномочия заместителя главы государства — он «помогает председателю в его работе» и «может осуществлять часть полномочий председателя» по поручению последнего. Такие размытые формулировки связаны с важной ролью этой должности с точки зрения передачи власти в Китае — в период руководства страной Цзян Цзэминем (1993-2003 гг.) и Ху Цзиньтао (2003-2013 гг.) должность зампредседателя с наступлением второго срока Цзяна и Ху переходила к будущему преемнику. Соответственно, Цзян и Ху имели правовую возможность передать часть своих полномочий потенциальному преемнику, чтобы оценить, на что он способен. С наступлением второго срока председательства Си Цзиньпина в 2018 году преемника на посту зампредседателя КНР не оказалось — пост сохранился за близким соратником Си Ван Цишанем. Это стало знаком, означавшим, что Си планирует остаться как минимум и на третий срок.
В качестве нового заместителя председателя избран Хань Чжэн — 69-летний партиец, ранее первый вице-премьер Госсовета КНР и член Посткома Политбюро ЦК КПК (по итогам XX съезда он в ПК Политбюро не вошел). Согласно ранее используемой в Китае практике, возраст лидера государства должен быть не старше 62 лет к моменту вступления в должность. Так, предыдущему председателю Ху Цзиньтао в год его становления главой государства был 61 год, а Си Цзиньпину — 59 лет. А на момент вступления в должность зампредседателя каждый из них был еще на пять лет моложе. Учитывая возраст Хань Чжэна, в преемники он не годится. Значит, Си Цзиньпин, скорее всего, планирует оставаться на посту главы государства больше, чем ближайшие пять лет. Нельзя исключать, что Си уже понимает, кому может передать власть через пять лет, но пока не хочет анонсировать это публично, чтобы не дестабилизировать систему — учитывая практику предыдущих лет, молодой чиновник на посту зампредседателя трактовался экспертами и политиками как очевидный новый лидер Китая, что может навредить самому Си.
Изучив опыт брежневской эпохи в СССР, в Партии приняли полуформальное правило «七上八下» (цишан бася, дословно: «семь — вверх, восемь — вниз»). Это правило не допускает предоставления новой должности человеку, если тому на момент проведения съезда уже 68 лет. Однако в ходе XX съезда КПК правило было нарушено трижды — в партийное руководство вошли дипломат Ван И, который занимает пост заведующего канцелярией Комиссии ЦК КПК по иностранным делам, зампредседателя ЦВС Чжан Юся и сам Си Цзиньпин.
2. Во главе правительства — соратник Си, продвигающий развитие высоких технологий
Новым главой Госсовета КНР стал член Посткома Политбюро ЦК КПК 63-летний Ли Цян. Ли Цян вступил в партию в 1986 году и по карьерной лестнице взбирался, следуя за Си Цзиньпином. Он работал в провинции Чжэцзян, партком которой с 2002 по 2007 год возглавлял Си Цзиньпин. В 2013 году Ли Цян стал губернатором провинции Чжэцзян. В те годы произошел случай, сильно повлиявший на карьеру Ли Цяна. Вместе с Си Цзиньпином он отправился в поездку по США и смог пролоббировать строительство первого завода Boeing в Китае именно в управляемой им провинции, что высоко оценило партийное руководство. В 2017 году Ли Цян был поставлен главой горком КПК Шанхая — на этой должности был и сам Си до того, как стал зампредседателя КНР в 2008 году.
За годы руководства Шанхаем Ли Цян смог показать себя не только как четкий исполнитель указаний сверху — на Ли многие эксперты возлагают ответственность за чрезвычайно жесткие антиковидные меры, введенные в городе, но и как специалист в сфере привлечения инвестиций в высокотехнологичные сферы производства. На фоне американо-китайской торговой войны под руководством Ли Цяна летом 2018 года произошло событие, нехарактерное логике «торговых войн» — открытие компанией Tesla крупнейшего зарубежного завода в Шанхае с объемом производства до 500 тыс. электромобилей в год. Американо-китайскому совместному предприятию потребовалось всего десять месяцев, чтобы перейти от этапа строительства до полной эксплуатации. Ли также инициировал создание китайского аналога американской Nasdaq — биржи для технологических компаний STAR Market. За три года деятельности биржи общий объем привлеченных средств составил 64 млрд юаней (около $9,5 млрд). Более 440 высокотехнологичных компаний предпочли разместить свои акции на проекте, созданным Ли Цяном.
Учитывая особо внимание, уделенное развитию технологий в докладе Си Цзиньпина на XX съезде КПК, Ли Цян был выбран в качестве премьера в том числе благодаря своему опыту работы по укреплению высокотехнологичного потенциала страны. И, судя по всему, за счет упора на технологичность китайское правительство будет стремиться выходить из периода снижения темпа прироста ВВП, вызванного COVID-19.
3. Восстановление роста экономики — основной приоритет правительства
Перед своим уходом с поста премьера Госсовета Ли Кэцян также выступил на «двух сессиях», рассказав об итогах работы правительства за последние пять лет и обозначив цели экономического развития на ближайший 2023 год. В качестве планки была поставлена цель в достижение 5% роста ВВП при том, что в 2022 году экономика выросла на 3%. Но, несмотря на ожидания дальнейшего роста, 5% — это скорее попытка найти баланс между желаниями и возможностями. Еще в 2021 году Ли Кэцян заявлял, что для полноценного завершения модернизации Китая (согласно партии, этот процесс должен закончиться к 2049 году) китайской экономике в ближайшие годы необходимо придерживаться роста ВВП равному 6%.
По итогам «двух сессий» 13 марта новый премьер Ли Цян впервые предстал перед публикой в качестве главы правительства. Отвечая на вопросы журналистов в ходе пресс-брифинга, он обозначил основные принципы и цели работы своей команды на ближайшие пять лет. По его словам, новое правительство КНР:
- Продолжит ориентироваться на удовлетворение потребностей простых граждан. «Подавляющее большинство простых людей не зацикливаются на том, насколько ежедневно увеличивается ВВП, их больше заботят жилье, работа, доходы, образование, медицина, экология <…> Работа правительства должна быть близка к реальным заботам людей», — отметил Ли;
- Сосредоточится на качественном развитии экономики. Китайский премьер отметил, что хотя китайская экономика и находится на втором месте по размеру ВВП в мире, экономическое развитие Китая «все еще является несбалансированным». «Любой совокупный показатель, применительно к населению, составляющему более 1,4 миллиарда человек, имеет относительно ограниченный уровень», — подчеркнул премьер;
- Продолжит политику реформ и открытости, начатой Дэн Сяопином;
- Будет поощрять чиновников на всех уровнях к более активному взаимодействию с населением, чтобы быть в курсе потребностей людей и знать их мнение о работе правительства.
- Создавать равные условия для всех субъектов рынка и приложим дальнейшие усилия для поддержки роста и процветания частных предпринимателей;
- Продвигать экономические и культурные обмены и сотрудничество через Тайваньский пролив и призывает тайваньских соотечественников и представителей бизнеса приезжать на материк;
- Попытаться наладить сотрудничество с США. «Существует большой потенциал для китайско-американского сотрудничества. Сдерживание и давление никому не приносят пользы», — отметил Ли Цян;