24.02.2023 / 17:01

С какими конфликтами можно сравнить боевые действия на Украине. Инфографика

С какими конфликтами можно сравнить боевые действия на Украине. Инфографика
Reza Shirmohammadi / AP

Боевые действия на Украине длятся уже год — это самый кровопролитный конфликт в Европе в XXI веке. Потери обеих сторон превысили совокупные потери во время столкновений в Донбассе, которые длились с 2014 по 2022 годы. По масштабу конфликт на Украине сравним с югославскими войнами, которые унесли в общей сложности более 50 тыс. жизней. RTVI проанализировал, как боевые действия на Украине соотносятся с другими конфликтами в истории России, Европы и мира, которые произошли после окончания Второй мировой войны.

Потери на Украине

С начала боевых действий в феврале 22-го потери российских военных в конфликте с Украиной составили не меньше 5 937 человек, заявлял 21 сентября 2002 года министр обороны России Сергей Шойгу. Со стороны ДНР с 1 января 2022 года погибли 3 930 военных и 16 477 ранены, следует из приведенных 25 ноября прошлого года данных омбудсмена ДНР Дарья Морозова. ЛНР о своих потерях не говорит. Со стороны Украины в ходе боевых действий погибли от 10 000 до 13 000 военных, утверждал в начале декабря прошлого года советник главы офиса Владимира Зеленского Михаил Подоляк.

Точные потери сторон в конфликте определить сложно, поскольку власти Украины и России не предоставляют подробные данные. Что касается альтернативных оценок потерь Украины, председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли отмечал, что число убитых и раненых украинских военных составляет порядка 100 тыс. По оценкам российского Минобороны по состоянию на сентябрь 2022 года, потери Украины в ходе конфликта составили 61 207 погибшими и 49 368 ранеными.

Российское законодательство запрещает публиковать данные о потерях российской армии в ходе военных действий из неофициальных источников. Но даже если следовать информации Минобороны, конфликт стал самым кровопролитным для страны по крайней мере со времен войны в Афганистане, где за почти 10 лет погибли 15 тыс. российских военных.

Даже при учете консервативных оценок, потери сторон в украинском конфликте в феврале-октябре 2022 года уже превысили потери за все время боевых действий в Донбассе. По данным ООН, за восемь лет конфликта со стороны ДНР и ЛНР погибли 6,5 тыс. человек, со стороны Украины — 4,4 тыс. При этом по состоянию на осень 2022 года Киев, ЛДНР и Москва заявили о совокупных потерях до 23 тыс. человек, из которых почти 10 тыс. приходится на Россию и республики Донбасса. Эти потери несравнимы с теми, что Россия понесла в ходе конфликта в Сирии (120 человек) или в ходе операции в Грузии (67 человек).

Югославский конфликт

Последний конфликт в Европе сравнимого масштаба — войны на фоне дезинтеграции Югославии, которая распалась на пять стран: Боснию и Герцеговину, Хорватию, Македонию, Словению и Федеративную Республику Югославию. С 2006 года Сербия и Черногория стали отдельными странами. Распад страны сопровождался этническими конфликтами сербов — с албанцами, боснийцами и хорватами.

Самым разрушительным эпизодом югославских войн стал конфликт в Боснии между этническими сербами и боснийцами, потери сторон убитыми составили почти 50 тыс. человек. В боевых действиях 1990-х годов участвовали квазивоенные формирования, жертвами этнических столкновений стали десятки тысяч мирных жителей. В общей сложности с 1991 по 1999 годы жизни лишились 140 тыс. человек с учетом гражданского населения. Десятилетие войн разрушило экономику Югославии, образованные специалисты и молодежь покинули регион из-за угрозы безопасности.

Поставить точку в югославских войнах удалось только благодаря вмешательству западных стран. В 1995 году в американском городе Дейтоне президенты Боснии и Герцеговины, Хорватии и Югославии подписали соглашения, положившее конец гражданской войне и этническим чисткам. В результате Босния и Герцеговина стала федеративным государством, состоящим из сербской и хорватско-боснийской частей.

В 1999 году после бомбежек американской авиации сербские власти были вынуждены свернуть военную кампанию в Косово — сербской территории, большинство населения которого составляли албанцы-мусульмане — отказавшись от ее возвращения под свой контроль силовым путем. Несмотря на стабилизацию ситуации после введения в Косово контингента НАТО, последствия конфликта до сих пор мешают развитию региона: между Приштиной и Белградом регулярно возникают обострения, а сербское правительство наотрез отказывается признавать независимость региона. Неопределенность вокруг статуса Косово, в свою очередь, мешает и частично признанному государству, и Сербии вступить в Евросоюз.

Европа на пути к милитаризации

После окончания Второй мировой войны Европа оставалась сравнительно мирным регионом. Подавляющее большинство смертей в военных конфликтах с 1945 года и по сегодняшний день пришлось на Азию (44%), Ближний Восток (28%) и Африку (21%), тогда как на долю Европы — лишь 4%. Причем больше половины “европейских” потерь произошли в результате двух конфликтов: войны в Боснии в 1992-95 годах (почти 50 тыс.) и гражданской войны в Греции в 1946-49 годах (43,4 тыс.). Конфликт в Донбассе и боевые действия на Украине уже привели к гибели по меньшей мере 30 тыс. человек, включая мирное население.

Память о жертвах Второй мировой войны и постоянно растущие риски эскалации оберегали Европу от конфликтов в эпоху так называемого Ялтинско-потсдамского миропорядка, который разделил регион на сферы влияния между Западом и СССР. Хотя без масштабных войн не обходилось ни одно десятилетие и после окончания Второй мировой, они происходили за пределами Европы. Три самых кровопролитных конфликта — Корейская война (более 900 тыс. убитых солдат), Вьетнамская война (свыше миллиона), Ирано-иракская война (также более миллиона).

СССР и США опосредованно участвовали в войнах в странах, удаленных друг от друга — будь то Корея, Вьетнам или Афганистан. Риск прямого противостояния супердержав возник лишь дважды. Первый раз — во время Берлинского кризиса в 1961 году, когда СССР потребовал вывести войска США, Великобритании и Франции из Западного Берлина и объявить его «демилитаризованным вольным городом». К КПП в Берлине начала стягиваться военная техника, а советское правительство приостановило увольнение в запас солдат-срочников. В результате противоречия удалось уладить, Западному Берлину был присвоен особый статус, а власти ГДР оградили его стеной.

Второй кризис возник после размещения Советским Союзом ракет на Кубе, что американские власти восприняли как недопустимую для себя угрозу и начали подготовку к свержению коммунистического режима Фиделя Кастро. В конечном счете СССР убрал ракеты с Кубы в обмен на гарантии США, что те уберут свои ракеты из Турции и не станут свергать режим Кастро.

Призрак третьей мировой

Ситуация вокруг Украины не просто рискует перезапустить милитаризацию Европы, но уже накалила градус противостояния между Москвой и Вашингтоном до состояния, невиданного со времен Карибского кризиса. Мирные переговоры по урегулированию противоречий ни к чему не привели, а в ближайшие месяцы эксперты ожидают лишь активизацию боевых действий.

Россия и Запад также наращивают расходы для экспансии военно-промышленных комплексов, готовясь к затяжному противостоянию. «Нас явно ждет продолжение военных действий, которые будут идти, наверное, на протяжении как минимум большей части 2023-го года, а возможно, перейдут и на 2024-й год. <…> Трудно себе представить возможность политического соглашения, которое бы устроило обе стороны», — говорил RTVI директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.

Некоторые эксперты опасаются перерастания конфликта России и Запада в полномасштабную мировую войну с очагами противостояния на разных континентах. О такой, угрозе, в частности, пишет историк Найл Фергюсон, предупреждающий о возможном начале боевых действий между Китаем и США вокруг Тайваня, а также о рискованной ситуации вокруг иранской ядерной программы, которая вызовет острую реакцию Израиля. «Существует худший сценарий, в котором мы приближаемся к 1940-м годам, когда региональные конфликты сливаются во что-то вроде Третьей мировой войны, хотя и с меньшими армиями, множеством беспилотных систем вооружения и гораздо более мощными и точными бомбами», — отмечает он.