21 октября российское отделение «Гринпис» передало RTVI результаты экспертизы проб почвы на юго-востоке Москвы. Рядом с Московским заводом полиметаллов и Каширским шоссе власти собираются строить новую магистраль — Юго-восточную хорду. По новым данным экологов, захоронение радиоактивных отходов находится прямо по маршруту будущей стройки, а не рядом с ним, как считалось раньше.
Представители «Гринпис России» и лицензированной лаборатории «ТехноТерра» взяли пробы 9 октября 2019 года в присутствии съемочной группы RTVI и местных активистов. В результате экспертизы специалисты выявили пять поверхностных очагов загрязнения рядом с железнодорожной платформой «Москворечье» и Московским заводом полиметаллов, а также подземное загрязнение на глубине от 50 сантиметров.
«Альфа-активные торий-232 и радий-226 были обнаружены непосредственно на участке, по которому планируется строить Юго-Восточную хорду, а не рядом с ним», — сообщил эксперт антиядерного проекта «Гринпис России» Рашид Алимов.
Замеры на месте будущей стройки и экспертиза грунта показали превышение естественного радиационного фона в 5—8 раз. По данным «Гринпис России», как минимум в одной из проб показатели таковы, что, согласно российскому законодательству, грунт необходимо признать радиоактивными отходами.
При этом, 18 октября в пресс-службе столичного департамента строительства заявили, что радиационный фон в зоне строительства не превышает норму. Там также отметили, что загрязнения техногенными радионуклидами на территории «могильника» нет.
«Мы провели все необходимые инженерно-геологические изыскания», — сообщил исполняющий обязанности главы департамента Рафик Загрутдинов. А заместитель генерального директора проектной организации Алексей Сидоренков пообещал «незамедлительно приступить к рекультивации почвы», если радиоактивное загрязнение все же выявится.
О наличии загрязнения представители «Гринписа» говорили еще летом этого года. Тогда специалисты кафедры радиохимии химического факультета МГУ выявили превышение альфа-активных радионуклидов радия-226, тория-232 и урана-238, что позволило отнести грунт к категории радиоактивных отходов.
Но тогда речь шла лишь о том, что стройка пройдет у границ «могильника», а не по нему: в предыдущем исследовании «Гринпис» говорилось, что отходы захоронены только у северо-восточной границы завода. Кроме того, о том, что Юго-Восточная хорда не затронет опасной зоны, говорили в Москомархитектуре. Там, кстати, фонящие очаги называют «участками с особыми экологическими условиями».
Жители района стали опасаться, что будущая стройка может ненароком затронуть «могильник»: из-за ветра и строительной техники радионуклиды могут попасть в окружающую среду. «Если частички, в которых содержатся радиоактивные отходы, попадут внутрь человека — например, он вдохнет их с воздухом, — будет ситуация, как чернобыльское звездное небо на рентгеновском снимке, когда люди облучаются изнутри», — объяснял корреспондентам RTVI инженер-физик Андрей Ожаровский.
Против существующего плана строительства автострады выступало и руководство завода в 2013 году — в нем не учитывался «оползневый характер склона» у юго-восточной границы завода. Любое «неосторожное движение» может стать причиной попадания радиоактивного грунта в реку, рассказывал бывший главный инженер ФГУП «Радона» Александр Баринов.