Для участия в боевых действиях на Украине российских заключенных освобождают еще до их вывоза из колонии, где они отбывают наказание, при этом процедура помилования таких осужденных защищена государственной тайной. Об этом РИА Новости заявила член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте России Ева Меркачева.

По словам правозащитницы, родственники заключенных, которые согласились участвовать в боевых действиях на Украине, подтвердили наличие документов об их помиловании. Сведения в «военной области» относятся к гостайне в соответствии с действующим российским законодательством, пояснила Меркачева.

«Указ президента о помиловании осужденных, которые принимали участие в спецоперации, и в которых есть сведения, составляющие государственную тайну, позволяющие идентифицировать человека — личность участников, они еще отнесены к сведениям военной категории», — добавила она.

Меркачева говорит, что общалась с родственниками первых освобожденных таким образом заключенных, и они подтвердили наличие соответствующих документов, которые были подписаны в начале июля.

«И вывезли, соответственно, в этот же день или на следующий… Соответственно, этих людей освободили еще пятого числа. Я сейчас говорю, в первую очередь, про первую группу освобожденных», — рассказала правозащитница.

В начале января бизнесмен Евгений Пригожин, назвавший себя создателем ЧВК «Вагнер», сообщил о снятии судимостей с первой группы бывших заключенных, которые участвовали в боевых действиях на Украине в качестве добровольцев и отработали полугодовой контракт. «Контракт свой с честью отработали, с достоинством, одни из первых… Первые. Отработали так, как мало кто работает», — заявил предприниматель.

Таким образом, по словам Меркачевой, из колоний в зону боевых действий отправляются заключенные, по каждому из которых уже подписаны указы об освобождении.

«Все такие указы [о помиловании] закрыты, и мы их видеть не можем. Это объясняет то, что ФСИН спокойно совершенно людей освобождала. Иначе было бы очень странно… ФСИН не взяла бы на себя такой риск, а тут она отпускает людей, которые уже освобождены. Есть документ. Я полагаю, что это ровно так и происходило», — заявила член СПЧ.

Правозащитница напомнила, что заключенный может покинуть места лишения свободы по одному из трех документов: акту о помиловании, амнистии или решению суда об условно-досрочном освобождении (УДО).

Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос об освобождении заключенных для участия в военной операции, заверил, что «помилование может осуществляться только указом президента» и проводится по регламентированной законодательством процедуре, которая начинается еще в местах лишения свободы.

«Я только могу сказать, что, естественно, любое помилование может быть выполнено только в строгом соответствии с законом», — подчеркнул представитель Кремля.

  • Первые сообщения о вербовке заключенных для участия в боевых действиях начали появляться летом 2022 года. Ею занимался лично Евгений Пригожин. Позже в СМИ были опубликованы несколько сообщений о гибели наемников из ЧВК «Вагнер» в ходе боев на Украине.