Утром 27 апреля блогера и автора курса «Марафон желаний» Елену Блиновскую задержали при попытке пересечь границу на арендованном автомобиле. Ее подозревают в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198, п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ). По информации СК, Блиновская использовала схему «дробления» бизнеса, ее супруг, на которого якобы записано как минимум 14 компаний, проходит в деле в статусе свидетеля.
Что известно о задержании Елены Блиновской RTVI рассказывал здесь.
Вероятность того, что Елену Блиновскую возьмут под стражу, достаточно велика, считает адвокат, партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович. По его словам, причиной может стать то, что блогера задержали на границе с участием ФСБ, которыая «в такие налоговые дела просто так не лезут».
Наказание по вменяемым Блиновской статьям — 174 и 198 УК РФ — может быть достаточно серьезным, отметил юрист.
«По 198 статье, это небольшая тяжесть, не очень много — до трех лет. А по 174 все по-взрослому. У нее там особо крупный размер, 2 часть 198 статьи, раз у нее дробление, при таком раскладе может еще попасть ее супруг как соучастник. Сейчас он пока в свидетельском статусе. Тогда у нее еще «группа лиц» добавляется ко всему прочему», — рассказал Яголович.
При этом дело Блиновской, по мнению адвоката, может закончиться довольно быстро. По его словам, срок давности по статье об уклонении от уплаты налогов (198 УК РФ) мог истечь уже сейчас — по статьям небольшой тяжести он составляет два года.
«То есть у нее проверялся 2021 год, условно говоря, первый квартал, тогда срок давности истекает с нового года. То есть ей по факту полгода осталось, это прекратится в любом случае, потому что за такое время ее даже в суд не передадут, не успеют», — уверен адвокат.
Обвинение по второй статье, о легализации или отмывании денежных средств, полученных преступным путем (174 УК РФ) более серьезное, считает Яголович. Эта статья считается тяжкой, если речь идет об особо крупном размере и преступлении, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Срок давности в таком случае составляет десять лет, а максимальное наказание достигает семи лет лишения свободы. Также среди санкций по статье о легализации доходов — принудительные работы на срок до пяти лет с ограничением свободы и запретом заниматься определенной деятельностью, штраф в размере дохода осужденного за период до пяти лет.
Адвокат не исключил, что по 174 статье Блиновской могут назначить реальный срок, а также поместить ее под арест на время следственных действий — если смогут доказать, что она пыталась сбежать из страны, зная о заинтересованности силовиков.
«Вопрос в том, рискнут ли они ее под стражу брать, хотя на самом деле основания есть, если они смогут доказать, что ее кто-то предупредил. Но раз ее брала ФСБ, она могла быть на прослушке или что-то в этом роде, потому что это не их дела, а вот какую-нибудь коррупцию вылавливать — это уже их история. Поэтому они могли там нарисоваться. Но если она от кого-то получила информацию, это не ее состав будет, а того, кто информацию слил — то есть ее это не коснется», — уверен Яголович.
Однако обвинение может столкнуться с трудностями в части обоснования, так как статья о легализации доходов, по его словам, «для налоговых дел не специфичная».
«Там состав преступления образуется от сокрытия полученных преступных доходов, а поскольку это налоги, то она никаких доходов не получила, она просто не заплатила свои собственные деньги. То есть если бы она возвращала налог, ей налоговая перечислила этот налог и потом она эти деньги на что-то потратила, это 174.1 в чистом виде. В том виде, как у нее это сделано, это очень спорная статья. Я вообще не уверен, что она удержится», — объяснил он.
«То есть Следком это сейчас практикует, но будет ли она в суде так проходить, неизвестно. Есть определенные постановления пленума Верховного суда, и он не очень четко описывает, что можно по этим делам расследовать. Есть вероятность, что и по 174 статье все прекратится. Но нервов ей намотают конкретно», — уверен Яголович.
Также адвокат подчеркнул, что правоохранительные органы «занялись блогерами еще два года назад». Нынешние процессы, в том числе против Валерии Чекалиной и Александры Митрошиной, по его мнению, результат проверок, которые шли на протяжении двух лет.
«Коллеги из налоговой еще два года назад отработали всех крупнейших блогеров, другое дело, что большинство блогеров разрешили эти вопросы — либо они защитились удачно, либо заплатили [налоги], но дошли до такой истории единицы», — заключил Яголович.