Политика Владимира Кара-Мурзу* приговорили к 25 годам колонии строгого режима по делу о госизмене, «фейках» про армию и осуществление деятельности нежелательной организации. Приговор уже назвали «чудовищным» и «неадекватным». RTVI собрал, что говорят о решении Мосгорсуда в России и в мире.
Мария Эйсмонт, адвокат Владимира Кара-Мурзы*
Данный приговор, 25 лет лишения свободы в колонии строгого режима, это максимум из того, что можно назначить ранее не судимому человеку. При этом вряд ли этот максимум можно было назначить, если следовать букве закона, Владимиру, который является отцом трех детей, двух несовершеннолетних и одного малолетнего, что является смягчающим обстоятельством.
Создается впечатление, что если можно было бы назначить больше, назначили бы больше, но максимум, что можно было назначить на сегодняшний день, исходя из того, в чем обвиняется Владимир, исходя из того, что он ранее не судим, это 25 лет. Он и получил 25 лет — ровно то, что запрашивал прокурор. <…>
«Это страшная, но очень высокая оценка работы Владимира как политика, как гражданина. Он так этот приговор и воспринимает. Когда он услышал приговор 25 лет, он сказал: «Моя самооценка даже поднялась, я понял, что я все делал правильно. Это высший балл, который я получил за то, что я делал, во что я верил, как гражданин, как патриот, как политик»», — рассказала Эйсмонт.
Ян Рачинский, председатель правления международного общества «Мемориал»**, правозащитник
Мы уже наблюдали, что суд привык ни в чем не отказывать прокуратуре. И здесь мы видим еще одно подтверждение.
«Чудовищный приговор, по жесткости сопоставимый только с приговорами сталинских времен. И то там зачастую давали меньше, стандартный за антиправительственные высказывания. <…> Это было 10 лет все-таки в сталинское время. 25 лет — это тогда не было таким уж распространенным», — заявил Рачинский RTVI.
Для нынешнего дня, как сегодня, это выглядит не только анахронизмом, но и чудовищным бесправием. Этот приговор вынесен, когда в Конституции провозглашена свобода слова, провозглашен запрет цензуры. Это все абсолютно забыто судом. Несомненно, этот приговор будет отменен. Я думаю, что те, кто выносит такие антиправовые приговоры, рано или поздно ответят за свои дела.
Елена Гордон, мать Владимира Кара-Мурзы*
Я ожидала срока 24 года 11 месяцев, как издевательство такое. Решили не подставляться так, потому что это уже смехотворно.
«Мое основное ощущение, помимо чувства вопиющей нагло демонстративной несправедливости, еще и чувство столь же вопиющего абсурда», — поделилась Елена Гордон.
Мне казалось, что я заснула и проснулась в романе Кафки или пьесе Ионеско. Кто эти люди? Какой-то мир перевернутый . Мы находимся в 23 году XXI века? Что это такое? Что происходит?
Ева Меркачева, член Совета при президенте по правам человека
Сейчас мы наблюдаем, что за экономические преступления (братьев Магомедовых осудили к 18 и 19 годам, это чисто экономика), за преступления по новым статьям — людям стали давать сроки, которые шокируют, кажутся грандиозными. Потому что не каждый столько просидит и выживет, для кого-то этот срок — пожизненный срок. Если мы берем статью о госизмене, раньше давали семь-восемь лет, потом стали чуть больше, а вот сейчас мы пришли к 25 годам.
«Сразу скажу, что это неадекватный срок. Потому что, если мы говорим про исправление, а изначально мы трактовали, что вся наша уголовная система нацелена именно на то, чтобы преступника не просто покарать, но и постараться его исправить и вернуть в общество, и если мы эту цель преследуем, то такие сроки точно идут в разрез с этой задачей.
<…> Одно дело, когда человек думает, что ему сидеть всего пять лет, совсем другое — когда он понимает, что ему сидеть в таких условиях 25 лет. Это может привести, во-первых, к росту суицидов. Когда перспективы никакой нет на 25 лет, даже те, кто был очень позитивным и оптимистом, начинают скатываться в негатив. Я заметила, что те, кто получают большие сроки, если это не насильники и уголовники, которые привыкли к этой истории, они из-за больших сроков сразу же пытаются покончить с собой. Надо будет посмотреть, что у нас будет происходить с суицидами», — сказала Меркачева RTVI.
Дебора Броннерт, посол Великобритании в России
Владимир Кара-Мурза* был приговорен сегодня к 25 годам лишения свободы. Приговор был вынесен в результате поспешного, закрытого судебного разбирательства. Против него было возбуждено уголовное дело за смелое выступление против [спецоперации].
Правительство Великобритании выражает солидарность Владимиру Кара-Мурзе* и его семье и призывает к его немедленному освобождению.
Линн Трейси, посол США в России
Сегодняшнее решение приговорить Владимира Кара-Мурзу* к 25 годам тюрьмы за критику политики правительства своей страны — это еще один чудовищный признак репрессий, охвативших Россию. Мы призываем к его немедленному освобождению.
Право иметь политические взгляды или не соглашаться с решениями правительства — одна из основных свобод, закрепленных как в российской конституции, так и в международных договорах, участницей которых является Россия.
Данное решение является попыткой заглушить инакомыслие в стране и демонстративно показать, что случается с людьми, которые отважились не согласиться с политикой российского правительства. Кара-Мурза* показал, что правду властям говорят патриоты, а не предатели.
Криминализация критики действий правительства — это проявление страха, а не силы. Кто будет следующим в существующей атмосфере репрессий?
К сожалению, Россия находится на пути уничтожения свободы слова и возвращения в самые мрачные времена своей истории. Я поддерживаю право Владимира Кара-Мурзы* и каждого россиянина высказывать собственное мнение о направлении развития своей страны. Владимир Кара-Мурза* и бесчисленное множество россиян верят и надеются на будущее, в котором в России соблюдаются основные свободы. И мы разделяем эти надежды.
Элисон Леклер, посол Канады в России
Три десятилетия назад свободная и демократическая Россия пыталась в борьбе появиться на свет. Сегодняшний приговор — это печальное свидетельство темного поворота, к которому пришла эта борьба. Не взирая на этот приговор свободомыслящие люди в этой стране и по всему миру признают Владимира Кара-Мурзу* человеком чести и совести, решительным защитником гражданских и политических прав и союзником народа в его борьбе за свободную и демократическую Россию.
Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС
Европейский Союз решительно осуждает принятое Московским городским судом решение приговорить оппозиционного политика, демократического активиста и критика Кремля Владимира Кара-Мурзу* к 25 годам колонии по политически мотивированным обвинениям.
«Сегодняшнее возмутительно жесткое решение суда в очередной раз четко демонстрирует использование судебной власти в политических целях для оказания давления на активистов, правозащитников и любых лиц, высказывающихся против [военных действий] России против Украины», — говорится в заявлении Борреля.
Этот «судебный процесс» не соответствовал международным стандартам справедливого и публичного разбирательства компетентным, беспристрастным и независимым судом. Наблюдатели на заседания процесса не допускались.
Кроме того, Россия должна обеспечивать Владимиру Кара-Мурзе* и другим заключенным доступ к соответствующим медицинским услугам.
В своем последнем слове в суде Владимир Кара-Мурза* сказал, что процесс над ним напоминал показательные процессы 1930-х годов. <…>
Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина
Мы никогда не комментируем судебные решения, не будем это делать и на сей раз.
*внесен Минюстом России в реестр иноагентов
**внесен Минюстом России в реестр иноагентов и ликвидирован решением Верховного суда России