Берлин отправит Вооруженным силам Украины 14 танков Leopard 2 c боеприпасами и проведет обучение украинских военнослужащих. Об аналогичных намерениях заговорили и в Испании. США, по данным Reuters, также вскоре объявят о поставке Киеву 30 танков Abrams. RTVI узнал у экспертов и военных корреспондентов, как поставки иностранных машин могут отразиться на ситуации на фронте.

Юрий Котенок, военный корреспондент

Поставки немецких и американских танков не смогут переломить ситуацию, это не вундерваффе. Но это грозит обострением боевых действий, это заставит нас применять весь спектр противотанкового оружия.

Это танки не самые молодые, не самые новые; они тяжелые, они прихотливые в общении, они не всеядные, как наша бронетехника, тем не менее они имеют ряд преимуществ — в связи, в целеуказании.

Sgt. Grady Jones / 4th Inf. Div. / U.S. Army

По орудиям я не скажу, что там есть какое-то преимущество. Их можно бить, их можно жечь, нужно это делать, как это делали успешно в Ираке, в Афганистане, в других странах. Тем более, что Leopard там в ограниченном количестве, это устаревшие модели, учебные. Но тем не менее это фактор, в какой-то степени он подбадривает противника, демонстрирует, что он пользуется западными образцами техники.

Все это говорит о том, что нужно насыщать наши подразделения непосредственно на линии фронта дополнительным противотанковым вооружением, гранатометами, как ручными, так и танковыми, минировать танкоопасные направления, в общем, вести полноценную борьбу, учитывая опыт предыдущих конфликтов и нынешнего конфликта.

И все же я надеюсь, что поставка западных танков украинским формированиям не станет каким-то решающим фактором в этих [боевых действиях], это точно не вундерваффе, которое может изменить ход конфликта.

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке

Они никак не повлияют на ситуацию на фронте. Во-первых, это небольшое количество танков, [как немецких], так и американских. Кроме того, это не самые лучшие танки в мире, не самые неуязвимые — они горели в Сирии, находясь в турецких вооруженных силах, от ударов ИГИЛ* из примитивных российских гранатометов, они горели в Ираке, они горели в Афганистане, поэтому на Украине они тоже будут гореть.

То, что Шольц упирался и не хотел поставлять танки на Украину, это в первую очередь была забота об их имидже, потому что если они будут гореть на Украине от ударов российских управляемых противотанковых реактивных снарядов или российских танков, это скажется на экспортных возможностях танков Leopard.

Это большая реклама. Украина — страна мифов и легенд: они же выкопали Черное море, первые люди на земле, Адам и Ева, были пра-пра-праукраинцами и так далее. Поэтому речь идет о том, что «Украина может победить Россию только тогда, когда Запад ей поставит все необходимое оружие», а Западу не надо, чтобы Украина победила Россию. Западу надо, чтобы [конфликт] на Украине продлился как можно дольше, потому что этот [конфликт] истощает российские экономические, финансовые, людские ресурсы, плохо влияет на российскую политику и информационное поле — вот чего добивается Запад.

Всем понятно, что победить ракетно-ядерную державу невозможно. Они не могут победить Северную Корею, что говорить о России? Поэтому все эти разговоры, что Украина получит 40 танков и она сразу победит, это смешно для серьезных людей.

Я больше скажу: если обратить внимание на информацию Министерства обороны, которой каждый день два раза в день делится генерал-лейтенант Конашенков, то там есть цифры, что за 11 месяцев боевых действий на Украине уничтожены 7600 танков и других боевых бронированных машин — это и самоходные артиллерийские установки, и бронетранспортеры, и боевые машины пехоты, и так далее. Что на фоне 7600 значат 50 или 100 танков? Они также будут сожжены.

Александр Перенджиев, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова

Никто не знает, как [поставки танков] повлияют на самом деле, потому что у НАТОвцев и украинской стороны есть надежда, что они смогут перейти в контрнаступление, что это переломит ситуацию на фронте, для этого они и поставляют эти танки.

Наша сторона тоже готовится встретить. Здесь никто мельтешить не собирается: встретим и будем уничтожать эти танки. У нас есть истребители танков, специальные вертолеты, с применением тех же дронов будем уничтожать танки, то есть организуем целые группы, так и назовем их — «охотники за танками».

Если все-таки им удастся прорваться на линии фронта, там уже будет артиллерия встречать, на подходе будут с помощью систем мониторинга, дронов, еще каких-то средств не только их вычислять, но и применять поражающие факторы — это могут быть и ракеты, и артиллерия, я не исключаю и танковое противостояние. Но задача будет поставлена одна, я думаю, нашими командирами: все танки уничтожить.

Вова Жабриков / URA.RU / TASS

Я жду не просто перелом в нашу пользу, но такой перелом, что имидж этих танков опустится в разы, то есть мы обнулим их имидж и уничтожим эти танки.

Михаил Звинчук, телеграм-канал «Рыбарь»

Не утихает дискуссия о возможных поставках немецкого тяжелого вооружения Украине, в том числе танков Leopard 2, которые даже называют лучшими в мире. Эти немецкие машины стоят на вооружении у многих стран НАТО, и некоторые правительства готовы поставить их Украине. Однако на реэкспорт необходимо официальное одобрение Берлина. <…>

Немецкий депутат из Левой партии Севим Дагделен пишет о давлении со стороны общественности на правительство ФРГ из-за требований поставок Leopard 2 Киеву. По ее мнению, поставки станут исторической ошибкой Германии: «Даже если Украина закрасит железный крест на немецких танках, это оружие означает новые [боевые действия] Германии против россиян, которые потеряли своих родных в борьбе с нацизмом». Кроме того, это решение только больше мобилизует российское общество против коллективного Запада.

Дагделен считает, что другие страны пытаются переложить ответственность на ФРГ, чтобы окончательно разрушить германо-российские отношения и лишить страну суверенитета в пользу США.

При этом сами американцы не торопятся поставлять свои новейшие танки Abrams Киеву, оправдывая это сложностями в обслуживании и необходимостью сохранять собственные запасы из-за потенциального конфликта с Китаем. Однако это не мешает Штатам, например, передавать полякам бывшие в употреблении Abrams и продавать их сотнями. <…>

Менее очевидная сторона в вопросе поставок немецких танков — имиджевая. Leopard 2 в 2016 году уже показали себя не с самой лучшей стороны на поле боя. Тогда Турция закупила у Германии новейшие танки для борьбы с террористической группировкой ИГ* на севере Сирии (операция «Щит Евфрата»).

Турки надеялись, что Leopard 2 сможет противостоять противотанковым ракетам террористов и самодельным взрывчаткам, в отличие от бывших ранее на вооружении у Турции американских M-60 Patton, которые боевики разнесли в пух и прах.

В итоге сеть облетели кадры уничтоженных или поврежденных террористами ИГ* немецких танков в ходе боев за Эль-Баб в районе Алеппо. Тогда турки попросили немцев модернизировать Leopard 2 и сделать их корпус более устойчивым. Однако улучшенные машины им так и не поставили из-за западных санкций, которые наложили на Турцию после применения немецких танков против курдов.

«Чудо» военной инженерии ФРГ также оказалось неэффективным в руках турок без адекватной авиационной, артиллерийской и материально-технической поддержки. Большой вопрос, хватает ли такого серьезного обеспечения у ВСУ.

Очевидно то, что немецкие лоббисты, выступающие за передачу тяжелого вооружения властям в Киеве, заинтересованы не в немедленных поставках, а в обеспечении долгосрочных контрактов для местных оборонных концернов.

Роман Алехин, волонтер

С одной стороны, это довольно устрашающая новость, но с другой: есть ли у Украины несколько месяцев для обучения работе ВСУшников на Abrams? Да и, скорее всего, заявление о передаче Abrams, если оно и будет, это не про реальную поставку, а чтобы убедить немцев разрешить поставку Leopard. Но, однозначно, обстановка накаляется. Кстати, как 70-тонные Abrams попадут на Украину? Не пора ли усложнить или сделать невозможной такую доставку?

Герман Куликовский, телеграм-канал «Старше Эдды»

Сейчас много разговоров по поводу танков, которые Запад то ли собирается, то ли не собирается передавать Украине. Речь в первую очередь, конечно же, касается Leopard.

Танк Leopard
@nato / Flickr (CC BY-NC-ND 2.0)

На самом деле весь этот спор не имеет никакого смысла, так как первая танковая рота (10 танков Leopard) с украинскими экипажами уже как три недели проходит подготовку в Германии и в ближайшие дни будет переброшена вместе с боевыми машинами на территорию Украины.

Куда эта рота двинется дальше, можно только предполагать. Возможно, ее решат проверить в боях, а возможно она станет учебно-инструкторской и будет готовить экипажи на территории Украины. Дабы потом, когда Запад якобы после долгих споров решит передать 10-20-50 Leopard, их можно было бы мгновенно бросить в бой, а не тратить время на подготовку экипажей.

Евгений Поддубный, военный корреспондент

Причина, по которой США продолжают торопить Германию и других европейских союзников с передачей Украине Leopard, понятна — не имея собственного оружия, Европа будет полностью полагаться на Вашингтон. Точнее — напрямую от него зависеть.

Схема проста — отдав собственные ОБТ (основные боевые танки — прим. ред.), Германия будет вынуждена восполнять парк бундесвера другими, нынче подорожавшими, боевыми машинами. И это Берлину не нравится.

Перспектива обрушения европейского рынка вооружений не нравится и другим игрокам, а оно может произойти, если немцы позволят другим государствам передачу ВСУ находящихся у себя на вооружении или хранении Leopard 2, то есть разрешат реэкспорт. Случись это, в свободную нишу на Abrams быстро заедут американские ВПК.

* организация признана в России террористической и запрещена