Бизнесмен Рубен Варданян на пресс-конференции в Карабахе объяснил, что отказался от российского гражданства, чтобы не подставлять Россию, а заодно доказать жителям региона серьезность своих намерений. Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко, комментируя RTVI слова предпринимателя, отметил, что у Варданяна есть перспективы в армянской политике, но судьба Карабаха его заботит сейчас куда больше.
Что сказал Варданян
На пресс-конференции, которая прошла 2 сентября, Варданян заявил, что он не мог оставаться в стороне от ситуации, которая сложилась в Арцахе (так армяне называют непризнанный Нагорный Карабах). Он подчеркнул, что это решение отразилось на нем и его близких.
Также бизнесмен отметил, что он не состоит в политическом движении, а пришел «как обычный человек» в регион, где «становится воином и готов посвятить все, что имеет, — свое знание и время» Карабаху.
Также Варданян объяснил свое решение отказаться от российского гражданства. По его словам, он признателен России, где «состоялся как предприниматель», но вместе с тем бизнесмен «прекрасно осознает, что его новая деятельность сопряжена с большой опасностью».
«Не хочу подставлять страну, которой я многим обязан. Во-вторых, люди Арцаха должны быть уверены, что я приехал к ним всерьез и надолго. И то, что я отказался от российского паспорта, показывает им, что я сжег мосты и настроен решительно. В-третьих, возможно, в какой-то момент мне придется занимать государственные должности в Арцахе или Армении. А для этого нужно выдержать срок отсутствия двойного гражданства», — рассказал Варданян.
Миллиардер заявил, что если бы хотел спокойной жизни, то не стал бы переезжать в Карабах. Сейчас регион находится в ситуации «ползучей войны», уверен он. На вопрос, планирует ли предприниматель занять какую-либо должность, Варданян ответил отрицательно, но согласился, что народу «нужны лидеры, пусть даже неформальные».
«Мне сейчас легко говорить, легко смотреть арцахцам в глаза — я много чего здесь сделал. В том числе я был шафером 232 пар молодоженов на свадьбе 700 пар, организованной Левоном Айрапетяном. Их дети — это мои крестники, и я просто хочу, чтобы у них все было хорошо, потому что отвечаю за них перед Богом», — рассказал бизнесмен.
Также он провел параллели текущей ситуации в Карабахе с Сардарапатской битвой (произошла в 1918 году, тогда армянские военные противостояли ополченцам и туркам), когда на кону стояло существование государства. «Если мы поймем, что это и есть Сардарапат, «красная черта», перейдя которую мы потеряем весь армянский мир, то остальное станет второстепенным», — подчеркнул Варданян.
На текущий мир Армения не может надеяться на договоры, которые «становятся бесполезными бумажками и не могут защитить даже более сильные страны». Бизнесмен добавил, что Баку и Ереван только тогда заключат мир, когда поймут, что «война уничтожает» обе стороны.
По его словам, он хочет сделать все, чтобы жители Армении приезжали в Карабах и познакомились с этим регионом, за который люди отдавали свои жизни. Варданян пообещал сделать все, чтобы жители непризнанной республики «не чувствовали себя покинутыми и одинокими».
«Мы должны сделать все возможное, чтобы… создать новую модель сотрудничества между армянским миром и Арцахом. Другого пути нет. Всегда можно найти виноватых, предателей, «бывших», «нынешних»… можно бесконечно искать виновных и рассуждать о прошлом. Нам надо думать о будущем, а не о прошлом», — сказал предприниматель.
Мнение эксперта
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко в беседе с RTVI подчеркнул, что ситуация в Карабахе, куда прибыл Варданян, действительно сейчас очень сложная. По его мнению, львиная доля вины за это лежит на руководстве Армении, которое не стало модернизировать войска после победы в первой карабахской войне в 90-х. Не имея серьезного силового ресурса, армянский премьер-министр Никол Пашинян неоднократно заявлял, что Карабах — это часть Армении, предоставив тем самым Азербайджану обоснование для начала военных действий, пояснил Минченко.
На фоне потери Лачинского коридора, Шуши и других объектов, возникает даже перспектива «этнической чистки», допустил специалист. Поэтому переезд Варданяна в Карабах дает некоторую надежду, что эту тяжелую ситуацию все же удастся мирно разрешить, считает Минченко.
«Но миссия перед ним, конечно же, сейчас стоит очень сложная: не просто сохранить там армянское население, но и создать условия для более-менее приемлемой жизни. И, судя по первым шагам, Варданян видит свою миссию, с одной стороны, в мобилизации ресурсов диаспоры, а с другой — во включении в переговорные процессы», — пояснил политолог.
«Потому что, честно говоря, армянская официальная дипломатия очень сильно уступает азербайджанской. И с точки зрения инициативности, и креатива, и качественного пиара своих идей. Да и у армянской стороны нет никаких идей, они просто идут в том русле, которое предлагает Баку», — добавил Минченко.
Безусловно, Варданян не мог оставлять российский паспорт, потому что участие в карабахском конфликте гражданина России могло бы создать «ненужное дипломатическое напряжение», считает политолог. Он напомнил, что Москва не признает Карабах.
«На мой взгляд, это абсолютно корректный и вежливый шаг по отношению к стране, в которой Варданян состоялся как бизнесмен и общественный деятель. Но пока есть вопрос, удастся ли ему выстроить диалог между Россией, Францией и США, где самые большие армянские диаспоры. Хотя эти три страны, стоит отметить, по Карабаху придерживаются близких позиций», — напомнил эксперт.
Что касается его политической карьеры, то все будет зависеть от того, как Варданян решит проблему Карабаха, то есть сможет ли он помочь наладить нормальную жизнь в регионе и как-то снизить напряжение между Баку и Ереваном, считает Минченко.
«Его перспективы как потенциального лидера нации, как морального авторитета, достаточно хорошие. Но мне кажется, что он думает об этом в последнюю очередь. Варданян производит впечатление очень искреннего человека, который действительно верит в то, что делает», — сказал он.
Минченко напомнил, что сын Варданяна Давид, будучи гражданином России, специально для того, чтобы принять участие в военных действиях в Карабахе, взял армянское гражданство.