Видеозаписи, на которых украинские военнослужащие, предположительно, расстреливают не менее 11 российских солдат, являются подлинными, сообщает 20 ноября The New York Times (NYT). При этом газета подчеркивает, что остается неясным, по какой причине могли быть убиты россияне. Опрошенные изданием эксперты отмечают, что возможные действия обеих сторон так или иначе подпадают под понятие военное преступление.

Как говорится в статье, инцидент произошел, в селе Макеевка в Луганской области, которое украинская армия вернула под свой контроль. Произошедшее было снято с двух точек: с позиции безымянного украинского солдата (на его телефон) и с дронов.

NYT отмечает, что на кадрах одного из видео, где российские солдаты сдаются в плен, последний, выходя из туалета, в котором они прятались, «открывает огонь, целясь в одного из украинских солдат». Сам расстрел на это видео не попал.

На втором ролике все российские солдаты лежат неподвижно на земле, а тот, кто открыл огонь, «по-видимому, был убит на месте», уточняет NYT.

Мнения экспертов

Медицинский советник организации «Врачи за права человека», доктор Рохини Хаар в беседе с NYT предположил, что, судя по всему, большинство россиян «были убиты выстрелами в голову». Он добавил, что когда российские солдаты вышли для сдачи в плен, они могли быть безоружными.

«Они считаются выбывшими из строя или некомбатантами — фактически военнопленными», — пояснил Хаар.

Эксперт уточнил, что если бы Украина подписала Римский статут Международного уголовного суда, то ее солдат могли бы наказать по этому документу.

«Убийство или ранение комбатанта, который, сложив оружие или не имея больше средств защиты, сдался по собственному усмотрению, является нарушением законов международного вооруженного конфликта», — подчеркнул Хаар.

Ива Вукушич, эксперт по расследованию военных преступлений в Утрехтском университете, сообщила, что на деле сложно определить только по опубликованным в соцсетях роликам, действительно ли было совершено военное преступление. Она подчеркнула, что крайне важно определить, когда именно были убиты россияне.

«Стреляли ли в тот момент, когда последний [из сдавшихся в плен] русский вышел и начал стрелять в украинцев? Или это уже было после того, как непосредственная угроза была нейтрализована, как акт мести? Если последнее, тогда больше похоже на военное преступление», — сказала Вукушич.

По ее словам, если россиян расстреляли случайно, то это «явно не [военное] преступление». Специалист добавила, что если их не обыскали, когда они сдавались в плен, то ВСУ «еще не знали, вооружены те или нет».

Вукушич подчеркнула, что действия россиянина, открывшего огонь, могут быть расценены как «вероломство» — имитация капитуляции или статуса мирного жителя в качестве уловки, что может считаться военным преступлением в соответствии с Женевскими конвенциями.

«Очень может быть, что, если бы этот парень не выстрелил, все они были бы захвачены в качестве военнопленных и выжили», — добавила эксперт.

Видео с мертвыми российскими военными

Два видео, которые, предположительно, свидетельствуют о расстреле российских пленных, были опубликованы в различных телеграм-каналах. Первую запись 18 ноября выложил телеграм-канал Baza — на нем запечатлены сдающиеся в плен российские военнослужащие; в конце ролика один из россиян, предположительно, открывает огонь. Второе видео появилось в украинском телеграм-канале «Оперативный ЗСУ», там видны тела, предположительно, российских солдат и следы крови.

Украинский телеграм-канал DeepState утверждал, что обе видеозаписи сделаны в районе Макеевки под Сватово Луганской области. Пророссийский телеграм-канал «Рыбарь» предположил, что кто-то из взятых в плен российских военнослужащих мог открыть огонь, после чего украинцы «решили за это отыграться на всех военнопленных, убив их на месте».

По версии Москвы, украинские военные «безжалостно расстреляли безоружных российских военнослужащих». Минобороны России назвало распространившиеся в Сети ролики «новыми видеосвидетельствами массовой расправы украинских военнослужащих над безоружными российскими военнопленными». После публикации видео Следственный комитет (СК) России возбудил уголовное дело по статьям об «убийстве двух и более лиц, совершенном группой лиц в связи с осуществлением ими служебной деятельности» и «жестоком обращении с военнопленными, применении в вооруженном конфликте запрещенных средств и методов».

МИД России, в свою очередь, потребовал, чтобы международные организации выступили с осуждением «зверств, совершенных украинскими вооруженными формированиями», и инициировали тщательное расследование случившегося. Уполномоченный по правам человека при президенте России Татьяна Москалькова сказала, что обратилась к генсеку Совета Европы, директору БДИПЧ ОБСЕ, эксперту спецкомиссии ООН и главе Комитета Совета Европы по предупреждению пыток с «требованием осудить эти действия и в рамках полномочий потребовать проведение расследования совершенных преступлений и наказания виновных».

Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец заявил, что российские солдаты открыли огонь, когда сдавались в плен, что вызвало ответную реакцию ВСУ. Украинский вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина заявляла, что Киев расследует произошедшее.

В ООН 18 ноября заявили, что ‌им известно об этих записях и они их изучают, а виновные должны быть привлечены к ответственности.