Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил президенту России Владимиру Путину, что российские миротворцы уже 20 дней не контролируют Лачинский коридор — единственную дорогу, которая связывает Армению с непризнанной Нагорно-Карабахской республикой (НКР). Об этом сообщает ТАСС.

«На данный момент самый главный вопрос — это кризис в Лачинском коридоре. Вы знаете, что уже почти 20 дней он перекрыт», — сказал Пашинян в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Он напомнил, что, согласно трехстороннему заявлению, подписанному 9 ноября 2020 года лидерами России, Армении и Азербайджана, эта дорога должен находиться под контролем российских миротворцев. «И Республика Азербайджан гарантировала беспрепятственный проезд пассажиров, грузов по Лачинскому коридору. Сейчас получается, что Лачинский коридор не под контролем российских миротворцев», — заявил Пашинян.

Премьер отметил, что хотел бы обсудить варианты выхода из сложившейся ситуации.

12 декабря Армения заявила, что Азербайджан заблокировал движение по Лачинскому коридору и перекрыл газоснабжение НКР. 16 декабря Ереван сообщил, что подача газа возобновилась. 22 декабря Пашинян сказал, что российские миротворцы не выполняют свои обязательства по контролю над дорогой.

Азербайджан утверждает, что в Лачинском коридоре проводят акцию экологи, возмущенные разграблением месторождений Карабаха.

23 декабря глава азербайджанского МИД Джейхун Байрамов по итогам переговоров с российским коллегой Сергеем Лавровым в Москве заявил, что Азербайджан требует от бизнесмена Рубена Варданяна, возглавившего в начале ноября правительство НКР, покинуть ее. По словам министра, от действий Варданяна в первую очередь страдает местное армянское население, поскольку он мешает реинтеграции этих людей в состав Азербайджана.

Российские миротворцы вошли в Нагорный Карабах в ноябре 2020 года в рамках трехстороннего заявления, подписанного лидерами России, Армении и Азербайджана. Документ был принят, чтобы положить конец боевым действиям между Азербайджаном и НКР, которые длились 44 дня. Баку вернул контроль над частью территорий, потерянных в начале 1990-х годов.