Парижская прокуратура подтвердила, что изучает финансовые операции с участием владельца LVMH Бернара Арно и российского бизнесмена Николая Саркисова. Reuters отмечает, что ведется лишь предварительное расследование, которое во Франции «не обязательно означает наличие подозрений», а на фигурантов распространяется презумпция невиновности.

В заявлении, которое прокуратура Парижа прислала Reuters, говорится, что предварительное расследование стартовало еще в 2022 году. Давать какие-либо комментарии по поводу следственных действий ведомство отказалось. Представитель Бернара Арно отказался от комментариев, а связаться с Саркисовым агентству не удалось.

Накануне, 28 сентября, газета Le Monde со ссылкой на Tracfin — занимающееся финансовой разведкой подразделение Минфина Франции — сообщила, что Саркисов провел сделку с участием сложной структуры компаний во Франции, Люксембурге и на Кипре, в результате которой приобрел недвижимость в Куршевеле, а Бернар Арно через свою частную холдинговую компанию якобы предоставил ему кредит в размере 18,3 млн евро ($19,4 млн) под один из этапов этой сделки.

По данным Le Monde, расследование сосредоточено вокруг совершенной Саркисовым покупки более 10 квартир на альпийском горнолыжном курорте за 16 млн евро ($17 млн). Конгломерат LVMH Арно (LVMH.PA) и связанные с ним холдинговые структуры владеют в Куршевеле несколькими крупными объектами недвижимости.

Согласно индексу миллиардеров Bloomberg, чистое состояние Арно оценивается в $164 млрд и делает его вторым в списке богатейших людей мира после Илона Маска. Он приобрел контрольный пакет акций LVMH — одной из крупнейших компаний Европы — в 1989 году, через два года после слияния Louis Vuitton и Moët Hennessy. Сейчас концерн включает в себя 75 брендов предметов роскоши — алкоголя, модной одежды, изделий из кожи, парфюмерии, косметики, часов, ювелирных изделий, а также туристических услуг и отелей класса люкс.

В материалах Tracfin говорится, что покупку недвижимости в Куршевеле осуществила компания La Fleche, в документах которой имя Саркисова не упоминается. Однако подразделение финразведки полагает, что российский бизнесмен владеет ею через сеть холдинговых компаний. Эта компания покупала объекты недвижимости у фирмы под названием Croix Realty, владельцем которой Tracfin тоже считает Саркисова.

Бернар Арно, как следует из данных подразделения французского Минфина, сначала предоставил кредит, чтобы La Fleche купила недвижимость, а потом сам приобрел эту компанию с купленными ею активами. Tracfin подозревает, что эта схема могла быть применена для «сокрытия происхождения средств и затруднения идентификации реального покупателя, а также сокрытия фактического бенефициара всех транзакций, то есть Бернара Арно.

Теперь следствию предстоит проанализировать все транзакции и «обосновать необходимость обращения господина Арно к господину Саркисову в качестве посредника в этих сделках», пишет Le Monde.

Николай Саркисов — российский миллиардер армянского происхождения, один из основных владельцев (29% голосующих акций), член совета директоров и заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия». С 2013 года занимал пост консула Армении во французском Лионе, в 2019 году был освобожден от этой должности.

В прошлом году, после начала боевых действий на Украине, Tracfin усилил проверку финансовых операций с участием российских инвесторов. Представитель этого подразделения Минфина на условиях анонимности сообщил Le Monde, что транзакции с участием Арно и Саркисова, которые «действовали через сложную сеть юрлиц», могли быть направлены на сокрытие происхождения используемых средств.

Французская газета процитировала слова близкиого к Бернару Арно источника, который заверил, что сделка была проведена в полном соответствии с законодательством, и в ней, «как и в любой сделке с недвижимостью», участвовали юридические стороны, «ответственные за обеспечение соблюдения всех существующих правил».

Представители Саркисова заверили Le Monde, что российский бизнесмен «вообще не принимал личного участия» в этих сделках и что на тот момент между ним и Арно «не было деловых связей». Французская газета подчеркивает, что российский бизнесмен не входит в список лиц, на которых распространяются санкции ЕС, поэтому речь идет только о расследовании по поводу подозрения в «отмывании денег».