В последние дни в СМИ и телеграм-каналах распространились противоречивые сообщения о самочувствии главы Чечни Рамзана Кадырова. Украинская разведка утверждает, что руководитель республики находится в тяжелом состоянии, тогда как оппозиционные чеченские ресурсы сообщают, что он якобы впал в кому. В Кремле заявили, что не могут «давать справки о состоянии здоровья» Кадырова. Как слухи о болезни чеченского лидера оценивают политологи и журналисты — в материале RTVI.
Бывший главред радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов*:
Кадыров. Типичная тяжелая почечная недостаточность. Поэтому необходим частый гемодиализ. Что, видимо, и происходит в ЦКБ.
Политолог Федор Крашенинников*:
Если Кадыров умрет — об этом сообщит ТАСС <…>. Шила в мешке не утаить. Так что ложитесь спать!
Если предположить, что Кадырову нужен регулярный гемодиализ, то ничего удивительного нет ни в его пропаданиях, ни во внешнем виде, ни в необходимости периодически бывать в больнице. Понятно, что такие болячки не кончаются выздоровлением, но и длиться этот больничный сериал может долго.
Чеченский оппозиционер, администратор телеграм-канала 1ADAT** Ибрагим Янгулбаев (комментарий для издания «Вот Так»):
Все эти слухи и вбросы делаются самими кадыровцами. Среди них есть источники, которые втираются в доверие к анонимным чеченским телеграм-каналам, блогерам, активистам. Им скидывают малозначительную информацию, а по какому-то важному поводу кидают вброс.
Но у нас [1ADAT**] есть свои информаторы и источники, мы можем проверить [вброс это или нет]. В данном случае Кадыров захотел пиара, сделал вброс. К сожалению, ГУР Украины его распространил. Возможно, какой-то штатный сотрудник ГУР мониторил чеченские оппозиционные телеграм-каналы, узнал оттуда, что Кадыров мертв, передал эту информацию начальству, они опубликовали, а украинские СМИ и политики это подхватили. <…>
Такие вбросы специально делаются для того, чтобы показать: у украинской разведки нет источников. Он любит высокомерно это опровергать. <…>
Даже среди чеченской оппозиции нет проверенных источников, они живут в Европе. Поэтому слухи и расходятся. Мы бы не хотели опровергать своих, условно говоря, коллег по цеху — но приходится, так как это расходится по всему миру.
Политолог Станислав Белковский*:
Скорее всего врут про состояние здоровья Рамзана Ахматовича. Он живее всех живых. Еще врали недавно, что что-то не так с его правой рукой Адамом Делимхановым. <…> Это толстый троллинг.
Заявление Д. С. Пескова звучит весьма двусмысленно. В. В. Путина типа не волнует состояние здоровья одного из его близких соратников? Или это состояние таково, что лучше не комментировать?
Политик и журналист Максим Шевченко:
Несколько странна истерика и суета вокруг жизни-болезни-смерти Рамзана Кадырова. Суетятся в основном либеральные, украинские и западные медиа. Они хотят, чтобы мир соответствовал тому образу, который они для этого мира выдумали.
Разъясняю несколько моментов:
1. Рамзан Кадыров — верующий мусульманин, как и его родные, как и все его окружение. Если он умрет (как умрем мы все в свой час), то он будет похоронен в день смерти до захода солнца, на родовом кладбище. Если он будет не в Чечне, то о его смерти объявят и перевезут на родину. Скрыть его смерть будет невозможно. Чеченцы такими вещами не шутят.
2. Современная Чечня является важной системной частью российского государства, всех его спецслужб, силовых ведомств и государственных институтов. Она не существует отдельно от государства ни в каком виде. Смерть Рамзана Кадырова (которой он, я уверен, не боится) не повлияет на роль и значение чеченского фактора в современной России. Он не сам по себе (как бы это не пытались представить оппоненты Кадырова) — он полностью включен в созданную Путиным систему.
3. Рамзан Кадыров, безусловно, незаурядный и суровый человек, прошедший тяжелый и порой жестокий путь после гибели своего отца Ахмада-хаджи. Врагов у него хватает. Но его смерть ничего не поменяет. Роль Чечни и чеченского фактора в России и на Кавказе не изменится. Мало шансов у тех, кто полагает, что ситуация в республике станет нестабильной и этим можно будет воспользоваться.
Политолог Аркадий Дубнов:
Если Песков утверждает, что «Кремль не располагает информацией о здоровье Рамзана Кадырова», то это означает, что когда информация «появится», она будет окончательной.
Политолог Михаил Виноградов:
Не располагают информацией… Нет, чтобы ответить как обычно: это вопрос к министерству здравоохранения.
Политический обозреватель и редактор ФедералПресс Андрей Гусий:
События и правда разворачивались странно, ряд источников вообще сегодня писали о его гибели. Ситуация сложилась такая, что без личного видео от Рамзана Ахматовича поток информации бы не остановился.
Не понятно одно — кому и зачем такой вброс был нужен? Как я и говорил, на ситуацию в республике это никак не влияет, на ход спецоперации тоже. Сказать, что расчет на какие-то волнения или передел, что в Чечне, что в целом — так их не будет.
Вопрос в том, что Чечня сейчас стабильна и раскачать ее не получится. Говорят, что в любой ситуации надо искать: кому выгодно. Тут выгоды даже теоретически быть не может от такой раскачки.
Главный редактор издания Republic* Дмитрий Колезев*:
Если Кадыров действительно серьезно заболел или умрет, это может дестабилизировать обстановку в Чечне, что станет новым мощным фактором риска для всего путинского режима. Так что многие следят внимательно.
Директор Немецкого института по изучению СМИ Йо Грёбель (комментарий изданию Deutsche Welle*):
То, что у Кремля нет информации — это уже информация. В начале были слухи о лечении Кадырова в Москве, и если там говорят, что информации нет, то это слишком неправдоподобно. Можно было бы сказать «все в порядке, он здоров», но отсутствие информации для меня намного подозрительнее чем, если бы сказали «с ним все хорошо, мы каждый день разговариваем с ним по телефону».
Политолог Аббас Галямов* (комментарий изданию Deutsche Welle*):
Слухи являются отражением бессознательных желаний общества.
Публицист Олег Кашин*:
Разговоры, что без Кадырова Чечня непременно погрузится в пучину хаоса, и раньше звучали не так чтобы убедительно, а теперь для них как будто и совсем нет почвы. Ни хаоса, ни либерализации ждать не получается — беглого взгляда на сброд тонкошеих дорогих братьев хватает, чтобы увидеть, что перемен ждать неоткуда, и что отличный новый Кадыров получится из любого персонажа его обоймы, будь то Делимханов, опальный некогда Алаудинов или какой-нибудь из сыновей.
Политолог Сергей Марков:
Где Рамзан Кадыров? Сообщают, что на завтра созвано экстренное заседание Совета Безопасности России по Чечне. К границе Чечни перекидываются военные подразделения. Части на Кавказе приведены в состояние повышенной боеготовности. И всё это вранье. Ципсо разгоняет своей ведьминой метлой слухи в соцсетях.
Никакой угрозы нестабильности в Чечне нет. А уровень патриотизма в Чечне и преданности России — предельный. А уровень преданности Путину в Чечне — запредельный. Ахмат сила!
Как сообщает «Московский комсомолец», в пресс-службе парламента Чечни и Министерстве республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации заявили, что не владеют информацией о состоянии здоровья Кадырова. Сенатор от региона Сулейман Геремеев, услышав вопрос корреспондента издания, прервал разговор.
*внесен Минюстом России в реестр иноагентов
** движение «Адат» внесено в список экстремистских и запрещено