Утром 8 октября на Крымском мосту взорвалась фура, в результате обрушились два пролета одной из веток автомобильной части моста, а также загорелся состав с цистернами на железнодорожной части моста. Официально сообщалось о трех погибших, которые находились в проезжающей рядом с фурой легковой машине. Владимир Путин назвал взрыв терактом и обвинил в его организации украинские спецслужбы. Что известно о произошедшем спустя трое суток и кто погиб — в материале RTVI.
Что произошло на мосту
Национальный антитеррористический комитет сообщал, что утром 8 октября на автомобильной части Крымского моста со стороны Таманского полуострова произошел подрыв грузового автомобиля, «повлекший за собой возгорание семи топливных цистерн железнодорожного состава». В результате произошло частичное обрушение двух автомобильных пролетов. Аналогичную версию представил и Следственный комитет. Подробностей ведомства тогда не сообщали.
Источники «Украинской правды» и агентства «УНИАН» утверждали, что подрыв Крымского моста — спецоперация СБУ. Высокопоставленный украинский чиновник на условиях анонимности сказал The New York Times, что взрыв на мосту организовали спецслужбы Украины. Официально украинские власти не брали на себя ответственность за произошедшее.
Вечером 9 октября взрыв на мосту впервые прокомментировал Владимир Путин. Он встретился с главой СК Александром Бастрыкиным и заявил, что авторы, исполнители и заказчики подрыва моста — спецслужбы Украины. Путин отметил, что это «теракт, направленный на разрушение критически важной гражданской инфраструктуры России». Председатель СК добавил, что к произошедшему причастны «граждане России и зарубежных государств, которые помогали в подготовке этого теракта». По его словам, СК установил маршрут движения грузовика — это Болгария, Грузия, Армения, Северная Осетия, Краснодарский край. Уголовное дело возбудили по статье «Терроризм».
Вскоре версию произошедшего представила «Комсомольская правда». По информации газеты, в «операции» были задействованы две большегрузные машины. Они якобы перевозили 22 поддона пленки по девять рулонов на каждом. Груз был заказан гражданином Украины и прибыл по морю в грузинский порт Поти из Болгарии. Далее он был погружен на фуру с иностранными номерами, которая затем отправилась в Армению, где груз был растаможен по правилам Таможенного союза. После этого машина въехала на территорию России через КПП «Верхий Ларс». Конечной точкой был город Армавир, в котором, по версии «КП», поддоны перегрузили на другую фуру, которая отправилась в сторону Крыма.
«Судя по всему, взрывчатка каким-то образом была заложена в рулоны с пленкой. Причем так, что на рентгене ее не было видно. И сделано это было в Болгарии. А значит, в организации этого теракта, помимо Украины, могли участвовать и иностранные спецслужбы», — писал автор публикации, военкор «КП» Александр Коц.
Он предположил, что оба водителя были «использованы вслепую» и не знали о том, что везут.
Baza и Mash писали, что за рулем взорвавшейся фуры был 52-летний Махир Юсубов. Baza также опубликовала видео с Самиром Юсубовым — владельцем грузовика. Он заявил, что не причастен ко взрыву, а фурой пользовался его дядя Махир, который «всю жизнь занимается грузоперевозками».
«Московский комсомолец» без ссылки на источник писал, что Юсубов получил заказ на перевозку через «популярное среди дальнобойщиков приложение-агрегатор». Газета утверждает, что изначально заказ был сделан с забором груза на 6 октября. Таким образом, взрыв должен был произойти 7 октября — в день рождения Владимира Путина.
По информации издания, Юсубов получил заказ из Армавира, а адресом выгрузки груза значился Симферополь. По документам фура везла некие запчасти, писал «МК».
Через несколько часов после взрыва телеграм-канал Mash опубликовал видео, на котором фура, предположительно подорвавшаяся на Крымском мосту, пересекает пост ГИБДД на въезде на мост. Согласно видео, машину там остановили, находившийся на посту полицейский заглянул в прицеп, но ничего подозрительного не заметил. Спустя несколько минут грузовик подорвется на мосту.
В марте 2021 года «Российская газета» писала о системе безопасности Крымского моста, которая в материале была названа «суперсовременной». Предполагалось, что радиометрический комплекс за считанные секунды просвечивает автомобили и фуры, а в распоряжении работающих на мосту сотрудников есть приборы, которые определяют наркотики, взрывчатку и химические вещества. По данным Mash, взорвавшуюся фуру через эту систему не проверяли.
Телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ» со ссылкой на источник писал, что после взрыва была задержана и допрошена досмотровая смена Крымского моста — сотрудники Управления ведомственной охраны Минтранса и ГИБДД. «Основная версия — это человеческий фактор: взятка или халатность», — предполагал источник канала. «ВЧК-ОГПУ» также писал, что взрыв «был совершен в самое удобное время — с 4-6 утра пятницы на субботу, когда маленький поток, уставшая смена и огромная коррупция», «в это время на полуостров едут все «контрабандисты»». Источник канала говорил, что сотрудники, участвующие в досмотре автомобилей, «зарабатывают по миллиону рублей в день».
Расследователь Христо Грозев отметил, что в фуре мог быть легальный груз, использованный в качестве взрывчатки, — например, нитрат аммония, который используется как удобрение. Так он ответил на вопрос в твиттере, сколько необходимо взрывчатки в фуре, чтобы уничтожить два пролета моста и чтобы ее не обнаружили.
Baza также публиковала видео, снятое с камеры на железнодорожной части моста. Во время взрыва фуры под мостом можно заметить движущийся белый объект. Из-за взрыва увидеть его не получается.
Пользователи твиттера в реплаях к твиту расследователя Ника Уотерса также обратили внимание на объект под мостом. Они предположили, что это лодка. Однако Уотерс считает, что взрыв вряд ли могло вызвать что-либо под мостом. «Некоторые утверждают, что на этом кадре видна лодка. Если она там и есть, то я этого не вижу. Я вижу какие-то волны, которые могут на что-то указывать, а могут и не указывать, но лодку я не вижу», — написал он.
Что известно о погибших
Следственный комитет сообщал, что в результате взрыва на мосту погибли три человека. Это пассажиры легкового автомобиля, который проезжал рядом и находился в эпицентре взрыва. О личностях погибших в СК не сообщали. По данным СМИ, погибшие ехали в «Кадиллаке». 11 октября источник ТАСС сообщил, что число погибших увеличилось до четырех.
По данным СМИ и телеграм-каналов, двое погибших — гиды-историки из Санкт-Петербурга Эдуард Чучакин и его жена Зоя Софронова. Как рассказал РИА Новости их друг и коллега Владимир, семейная пара направлялась в Ливадию снимать продолжение своих любительских документальных фильмов о династии Романовых.
«Официально следственные органы этого не сообщали, но от родственников такая информация [о гибели] есть. Они собирались в Крым и перестали выходить на связь со своих мессенджеров примерно в это время (утром в субботу. — Прим. RTVI)», — рассказал собеседник агентства. Он добавил, что Чучакин и Софронова были «блестящими рассказчиками с отличным чувством юмора», что обеспечивало большой интерес к их экскурсиям. По его словам, они были очень востребованы как гиды-экскурсоводы, «это была дружная семья».
«Фонтанка» писала, что Чучакину было 53 года, Софроновой — 33 года. Они вели YouTube-канал «HedgehogTB», а также проводили в Петербурге авторские экскурсии на русском и английском языках, среди которых были такие: «Григорий Распутин — великий и ужасный», «Мистика и тайны Петербурга», «Город царей и цариц», «18-й век — Золотой век российского феминизма», «Питерская подземка», «Обратная сторона Луны — Питерская Хитровка».
Их подруга Екатерина рассказала «Комсомольской правде», что пара делала экскурсии для знаменитостей — например, жены Рамзана Кадырова, посла Пакистана, арабского принца, блогеров и певцов.
Еще один погибший, который ехал в «Кадиллаке» — 42-летний судья Арбитражного суда Москвы Сергей Маслов. «Московский комсомолец» писал, что автомобиль принадлежал именно ему, а гиды-экскурсоводы были с ним давно знакомы. По информации газеты, судья недавно взял отпуск, чтобы провести его в Крыму. Гибель Маслова подтвердил источник ТАСС.
О том, что Маслов и гиды были знакомы, говорит и Екатерина, не называя имени судьи. «Этот мужчина и был владельцем «Кадиллака», на котором они ехали в Крым. У Зои и Эдуарда нет денег на такую роскошную машину. За рулем попеременно был Эдуард и его товарищ. За день до трагедии я разговаривала с Зоей. Она опять шутила в свойственной ей манере: «Надеюсь, что вернемся живыми». Потому что они собирались жить на той стороне полуострова, которая ближе к военному конфликту», — рассказывала подруга семьи.
«Тайга.Инфо» обратила внимание, что одно из последних дел Маслова, как следует из базы арбитража, касалось иска издательского дома Conde Nast (выпускал глянцевые журналы Vogue, GQ, GQ Style, Tatler, AD, Glamour и другие) к ООО «Фирдаус». Речь идет о модном доме Firdaws, которым руководит министр культуры Чечни и дочь Рамзана Кадырова Айшат. Издательский дом потребовал взыскать долг с «Фирдаус»в размере 814 тыс. руб., а также неустойку в 893 тыс. руб. Однако в августе 2022 года иск был отозван. В карточке дела говорится, что истец отказался от своих требований, после чего Арбитражный суд Москвы вынес определение о прекращении производства по делу.
«Московский комсомолец» утверждает, что в «Кадиллаке» ехал еще один человек — 26-летний Глеб Оргеткин, который также погиб. По информации газеты, он был родом из Евпатории, окончил Крымский федеральный университет по специальности «религиоведение», после чего переехал в Москву. Молодой человек прошел обучение на фитнес-тренера и стал давать уроки. В октябре он решил, по информации «МК», навестить мать в Крыму.
Информацию о гибели Оргеткина подтвердила «Комсомольской правде» его подруга Ольга. «К сожалению, это правда. Глеб погиб, все друзья и родные говорят, что его тело до сих пор не могут найти», — рассказала девушка. «КП» отмечает, что Оргеткин ехал вместе с гидами снимать документальный фильм.