Глобальное потепление увеличивает риск засорения околоземного пространства из-за столкновений спутников с космическим мусором. Это происходит из-за снижения плотности верхних слоев атмосферы, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Geophysical Research Letters.

О неожиданных последствиях глобального потепления для освоения космического пространства сообщили ученые Британской антарктической службы. По их расчетам, увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере приводит к долговременному снижению плотности верхних слоев атмосферы на высотах от 90 до 500 км, что в будущем будет затруднять торможение околоземных спутников и их естественный сход с орбиты.

По оценке ученых, в отличие от нижних слоев атмосферы, которые на фоне техногенного глобального потепления повышают свою температуру, атмосфера на средних и больших высотах наоборот охлаждается, что сопровождается снижением средней плотности.

Благодаря этому эффекту отслужившие спутники будут дольше оставаться на орбите, что увеличит риск их столкновений с космическим мусором. Действующие правила Межагентского комитета по космическому мусору (МККМ) рекомендуют операторам спутниковых система сводить аппараты с орбиты в течение 25 лет после запуска, однако снижение плотности верхних слоев атмосферы усложнит эти требования.

Игрид Кноссен, автор исследования, сравнила модель эволюции атмосферы Земли на высотах до 500 километров на ближайшие 50 лет с данными о ее состоянии за последние полвека. Она выяснила, что даже при умеренном сценарии техногенного загрязнения атмосферы темпы охлаждения и снижения плотности ее верхних слоев окажутся в два раза выше, чем в недавнем прошлом.

«Космический мусор становится все большей проблемой для спутниковых операторов из-за риска столкновений, и длительное снижение плотности верхней атмосферы сделает ее еще серьезней. Я надеюсь, что эта работа поможет принять необходимые меры для решения проблемы загрязнения космоса и сделать так, чтобы верхние слои атмосферы оставались пригодным для использования в будущем», — отметила Кноссен.