Венгрия не стала бы арестовывать президента России Владимира Путина, если бы он въехал в страну, поскольку для этого нет юридических оснований. Об этом в ходе брифинга заявил руководитель канцелярии венгерского премьер-министра Гергели Гуйяш, сообщает Reuters.
Он пояснил, что, несмотря на подписание и ратификацию Будапештом Римского статута, на основании которого был создан Международный уголовный суд (МУС), договор не был встроен в венгерскую правовую систему.
«Венгрия не признала официальный статус той части устава МУС, которая позволила бы такому ордеру на арест иметь обязательный для исполнения характер», — добавил он, отметив, что в противном случае оказалась бы нарушена конституция страны.
Гергели Гуйяш также сообщил, что венгерское правительство «не сформировало позицию» по ордеру на арест Путина. При этом представитель канцелярии премьер-министра высказал свое «личное субъективное мнение», назвав решение МУС «не самым удачным, поскольку оно ведет к дальнейшей эскалации, а не к миру».
Как отмечает Bloomberg, Венгрия подписала Римский статут МУС в 1999 году и ратифицировала в 2001 году, следовательно, в целом признает его юрисдикцию.
21 марта Bloomberg со ссылкой на источники сообщил, что Венгрия заблокировала совместное заявление Евросоюза по ордеру МУС на арест Путина, из-за чего глава европейской диплолматии Жозеп Боррель 19 марта сделал заявление только от своего имени. В нем говорилось, что ЕС «принял к сведению» решение МУС и поддерживает дальнейшие расследования прокурора суда по событиям на Украине.
В Венгрии информацию о наложении вето на совместное заявление ЕС назвали «ложью». Пресс-секретарь венгерского МИДа Мате Пацолай заявил, что полиция Будапешта, которая была донесена до Борреля, заключается в том, что Венгрия принимает к сведению выдачу ордера на арест Путина и «не желает его как-либо комментировать».
При этом Пацолай отметил, что Венгрия не будет возражать против заявлений верховного представителя ЕС или любой страны Евросоюза по этому поводу.
17 марта МУС выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченного по правам человека в России Марии Львовой-Беловой по подозрению в «незаконной депортации» детей из Украины. В Кремле заявили, что Россия не признает юрисдикцию МУС и считает его решение «ничтожным».
Зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев пригрозил МУС ракетами в случае ареста Путина. Ассамблея стран-участниц Римского статута осудила угрозы в адрес суда и выразила ему «непоколебимую поддержку».
Власти некоторых стран заявили, что арестуют Путина в случае его приезда. В частности об этом сказал министр юстиции Германии Марко Бушманн.