6 июня исполняется 220 лет со дня рождения русского поэта и прозаика Александра Пушкина. По этому случаю главый редактор RTVI Алексей Пивоваров написал блог о своем любимом романе «Евгений Онегин» и том, почему каждый должен перечитать его в зрелом возрасте.
Есть существенная проблема в том, что подавляющее большинство людей в буквальном смысле проходит такие произведения, как «Евгений Онегин», в школе и никогда больше к ним не возвращается. Хотя если практически к любой книге школьной программы вернуться взрослым человеком, можно обнаружить, что тебя ждет много открытий, иногда совершенно удивительных.
«Евгений Онегин» в этом смысле — одна из самых ярких историй. Это, безусловно, то, с чего вообще во многом началась русская поэзия. И с точки зрения поэтики, и с точки зрения, само собой, языка, но главное — с точки зрения проблематики.
В этом произведении, которое не случайно назвали «энциклопедией», смыслов ровно столько, сколько ты готов в настоящий момент воспринять. Помимо смыслов, которые составляют содержание, есть подтексты, есть подразумеваемые вещи. Есть тот замысел изначального романа, каким он должен был быть, о чем убедительно рассказывает Дмитрий Быков.
Ведь декабристом изначально должен был быть муж Татьяны, и Татьяна должна была уехать с ним в сибирскую ссылку, показав торжество долга над преходящей случайностью — всем тем, что Пушкину было глубоко отвратительно и то, что Онегин собой олицетворяет: необязательное, ветреное, себялюбивое, довольно бессмысленное прожигание жизни; высокообразованного человека, совершенно не находящего себе никакого полезного применения и абсолютно равнодушного к проявлениям настоящего чувства.
Говоря об «Онегине», отдельно стоит упомянуть стих, которым написано произведение. Потому что стих этот настолько идеален, настолько «обволакивает» содержание, что к содержанию сначала невозможно «пробиться».
Я процитирую Вайля и Гениса: «Если вы спросите любого человека, о чем „Евгений Онегин“, он вам скажет, что о красивых чувствах, о красивых людях, красивой жизни». Хотя на самом деле, если разобраться, если посмотреть на содержание, — это настоящая шекспировская трагедия: все несчастные, один убит, другой становится убийцей, третья выходит замуж без любви и обречена так жить всю жизнь, главный герой практически съезжает с ума в конце.
Это все происходит на фоне крепостного права, на фоне тотальной несправедливости, на фоне ушедшей юности. В общем, ничего красивого и яркого. Но почему все отвечают наоборот? Потому что, это написано таким стихом, который составляет отдельную ценность, настолько идеальным, что Вайль и Генис сравнивают его со скоростью света.
Невозможно достичь скорости света, поэтому такого стиха не было до и не будет после.