В прокат 24 декабря выходит «Огонь» — фильм-катастрофа про группу спасателей, которые отправляются в Карелию, охваченную лесными пожарами. Редактор рубрики «Такое» Никита Марков посмотрел картину и считает: все хорошее, что есть в фильме, разбивается о невразумительный сюжет.
Осторожно, спойлеры!
Спасатель Алексей Соколов (Хабенский) во время тушения пожара теряет одного из членов команды. Теперь у него не хватает человека, чтобы вылететь на следующий вызов. Новеньких, которых массово набирают на обучение, Соколов брать не хочет — все они какие-то никакие и явно не справятся с заданием, да и опасно это. У Соколова даже происходит конфликт с начальником (Андрей Смоляков), который ставит ему ультиматум — не хочешь брать в команду новенького, уходи на пенсию.
Тут, к счастью для Соколова, ему подворачивается парень его дочки Роман (Иван Янковский), который настолько нахален и бесит, что его-то как раз и не жалко отправить без всякой подготовки в самое пекло — горящие леса Карелии — просто чтобы проучить.
Эээ, а вы точно спасатель?
Соколов выбирает самого неподготовленного из неподготовленных новичков, который еще и через слово говорит «типа» и «короче» (действительно, как еще покажешь, что персонаж неопытный и не воспринимает работу всерьез).
Из таких вот дикостей и несуразностей состоит весь фильм режиссера Алексея Нужного — постановщика хорошей комедии «Я худею». Персонажи тут ведут себя как полные идиоты просто для того, чтобы двигать сюжет дальше: и жители карельской деревушки, куда прилетает команда Соколова и на которую надвигается огонь, и сами спасатели.
Яркий пример идиотизма: персонаж Виктора Добронравова, вместо того, чтобы остаться с командой, в какой-то момент решает помочь беременной жительнице деревни (Ирина Горбачева) — у нее начались схватки. Поэтому спасатель садится в автобус и едет в ближайшую больницу. Но тут ему мешает подступающее пламя, которое фактически отрезает дальнейший путь вперед. Что делает спасатель? Правильно — слушает подвыпившую маму беременной и ломится напролом через огонь к деревянному мосту, за которым как раз больница. Глупости ситуации добавляет тот факт, что спасатель еще до начала фильма потерял в пожаре свою беременную жену.
И это далеко не единственный пример. И даже не самый вопиющий.
Первое время после приезда в Карелию спасатели вообще не особо задумываются о надвигающемся огне. Они лупят деревенских дурачков, играют на свадьбе на гитаре и вообще ни в чем себе не отказывают. В итоге персонаж Хабенского выполняет еще и роль воспитателя в детском саду, который вынужден собирать разбегающихся кто куда детей. Вообще, «Огонь» в первой половине иногда так далек от заявленного «фильма-катастрофы», что периодически кажется, что смотришь очередную вариацию на тему «Горько!».
Персонаж Янковского и вовсе нужен только для того, чтобы портить жизнь остальным спасателям. Со своей ролью он справляется на «отлично» — например, роняет в речку единственный способ связи спасателей со штабом. И это не просто проходной момент, это ошибка, от которой, по сути, будет отталкиваться все, что происходит в фильме дальше. Персонажи героически весь фильм вставляют себе палки в колеса, а затем также героически пытаются разобраться с последствиями.
Что вообще хочет сказать нам фильм «Огонь»? Может быть что-то про битву человека и жестокой природы? Про глобальное потепление, из-за которого лесные пожары могут стать еще более частым явлением? Или что-то особенно глубокое про самих спасателей — что они за люди, почему выбрали такую опасную работу? Не-а.
Если и можно вынести какую-то мысль из «Огня», то, пожалуй, вот такую — хорошо, когда у тебя есть знакомые, а еще лучше родственники в начальстве госструктур. Дело все в том, что дочка Соколова тоже работает в спасательной службе. Правда, не в поле, а в офисе. А начальник Соколова — дядя его дочки. Поэтому, когда связь с ее любимым пропадает (потому что тот, напомним, уронил в речку так называемый «спутник»), дочка пользуется родством с начальством и путем довольно вопиющего обмана добивается, чтобы спасать ее бойфренда отправили самолет. Нет, начальник вовсе не собирался этого делать, но разве можно отказать любимой племяннице. Вот кого на самом деле должны благодарить жители карельской деревни, а не каких-то там спасателей.
Режиссер фильма говорил, что «Огонь» наполнен «невиданными ранее визуальными приемами, подлинностью, человечностью и актуальными проблемами». Сложно сказать, что имеет в виду Нужный под подлинностью, человечностью и актуальными проблемами, но к визуальной части фильма по-крайней мере не придерешься. Насчет невиданных визуальных приемов сказать не могу, но лесные пожары тут действительно впечатляют, и, кажется, что при съемках авторы вдохновлялись сценой с песчаной бурей в последнем «Безумном Максе».
Нет никаких вопросов и к «старой гвардии» актеров — Хабенскому, Юрию Кузнецову, Андрею Смолякову. Виктор Сухоруков тут играет типичного персонажа Виктора Сухорукова, но почему бы и нет.
Проблема в том, что техническое мастерство и актерская игра упираются в невероятно бестолковый сюжет. И в неравной борьбе с ним все равно проигрывают.