Владимир Путин уже в 15-й раз выступил с обращением к Федеральному собранию. И вновь подчеркнул, что во внешнеполитических конфликтах действия Москвы носят лишь оборонительный характер, а нападать Россия не хочет. Впрочем, гораздо больше президент говорил о внутренних задачах: прежде всего — о поддержке семей, необходимости обеспечить прирост населения и побороть бедность. Традиционное послание президента в Гостином дворе выслушала специальный корреспондент RTVI Ирина Нагорных.

Послание Владимира Путина Федеральному собранию условно можно разделить на две части: внутренняя политика и внешние угрозы. Причем, в отличие от прошлого года, внутренняя политика — на первом месте. Прежде всего это социальные меры, патернализм и забота. Акцент — на поддержании рождаемости и борьбе с бедностью. Общество больше не скрепляет крымский консенсус. Но вместо нового общественного договора гражданам России предлагают лишь индивидуальный социальный контракт.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Итак, Путин готов заключить индивидуальный контракт с каждым представителем так называемого «путинского большинства». Тем временем сторонников президента уже меньше 50%, поэтому термин уходит на свалку истории. Может быть поэтому Владислав Сурков в своей статье, предварявшей послание, предлагает новый термин— «глубинный народ». За пять лет, как посчитал президент, контрактами можно охватить девять миллионов человек. Кардинально проблему рейтингов это, вероятно, не решит.

Другая проблема в том, что Путин больше не чувствует поддержки этих идей в элитах. Он почти напрямую обвиняет сидящих в зале Гостиного двора в саботаже своих инициатив.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Фактически он говорит о том, что тот, кто не станет играть роль коммуникатора и связующего звена между президентом и народом, должен уйти. Пятнадцатое послание Путина некоторые даже называли «съездом предателей», которые заняты только ожиданием преемника и транзита власти. Вероятно, такое сравнение возникло по аналогии со «съездом победителей» 1934 года. Сталин, возможно, уже не видел опору своей политике в участниках этого коммунистического съезда. Так или иначе, больше половины присутствовавших «съезда победителей» расстреляли во времена большого террора. Сложно сказать, верна ли аналогия. Но настроения в элитах явно не совпадают с социальным оптимизмом президента. В кулуарах многие после послания роптали: сколько в население не вкладывай, людям все мало, они все равно недовольны.

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР: «Да это везде доверие падает: и у Трампа падает, и у Ангелы Меркель, и у Терезы Мэй. Потому что везде новое поколение. Они хотят быстрого решения вопроса, они хотят красиво жить, модно жить, поэтому все больше людей хотят получить больше. Надо им дать. Надо дать им свободу. Не обращать внимания на доверие: оно то вверх, то вниз, как погода — то тепло, сухо, то пасмурно, дождь. Нормально все с доверием, хватит 10%. Работать надо, и пускай все работают».

В этом смысле социологи фиксируют разрыв между элитами и населением. И этот разрыв — в знаменитой «путинской вертикали». Судя по сигналам послания, президент оказывается в центре этого разрыва между интересами элит с одной стороны и интересами населения — с другой.

Валерий Федоров, глава ВЦИОМ: «Нет былой лояльности ни в Лондоне, ни в Майами к нашим псевдоэлитариям, которые неизвестным образом накопили огромные авуары и теперь пытаются их пристроить в экономиках Запада. Поэтому им тяжело, грустно, они тоже озлоблены. Либо они должны перестроиться, либо они должны поменять курс и снова зашагать в ногу, либо с ними распрощаются».

Внешней угрозе было уделено гораздо меньше внимания. Конкретно Путин остановился на угрозе размещения Америкой ракет средней и меньше дальности в Европе. Он пообещал жесткий отпор и перечислил военные возможности России для этого.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Андрей Манойло, политолог: «Соединенные Штаты не собирались спрашивать мнения России, выходя из этого договора. У них были свои внутренние причины отказаться от этого договора для того, чтобы открыть финансирование своему военно-промышленному комплексу. Тот спектакль, который был разыгран, с ультиматумами по отношению к России был не больше, чем ширмой, которую изначально не следовало воспринимать серьезно. Но в самом начале послания президента в этом году было сказано о том, что стратегической целью России является налаживание отношений с западным миром в целом. Сдается мне, что какими бы ни были закрытыми двери и как бы мы ни обижались на США, в эти двери все равно придется стучаться».

Складывается впечатление, что посыл также адресован скорее внутреннему потребителю. Ведь защита от внешних угроз всегда сплачивает любое общество, даже если его раздирают внутренние противоречия.