Журналисты опубликовали данные о скрытых богатствах элит по всему миру — от Украины до Иордании. RTVI разобрался, почему в этом списке нет влиятельных американцев, какие есть претензии к офшорным юрисдикциям и что грозит их владельцам.
В воскресенье, 3 октября, Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) из 117 стран мира опубликовал «Архив Пандоры» — материалы о предполагаемых офшорах представителей мировых элит, в том числе из России. СМИ сообщают, что документы попали в руки журналистов в результате утечки внутреннего архива 14 офшорных регистраторов.
В материалах содержится информация об офшорах, приписываемых свыше 330 политикам из более чем 90 стран мира. В их число входят 35 бывших и действующих глав государств. В материалах упоминаются президент Украины Владимир Зеленский, бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, президент Черногории Мило Джуканович. Среди россиян с операциями в офшорах авторы публикаций связывают родственников главы «Ростеха» Сергея Чемезова, президента «Транснефти» Николая Токарева и гендиректора «Первого канала» Константина Эрнста.
Зачем нужны офшоры
Офшоры — в большинстве своем небольшие страны с относительно стабильной политической системой, где действуют высокие стандарты защиты личной информации и низкие налоги. Использование офшоров не запрещено законом. Тем не менее такие практики в СМИ упоминаются в негативном тоне и воспринимаются общественностью как способ «легального» ухода от налогов.
Критики офшоров указывают, что эти юрисдикции часто используются для сокрытия и отмывания нелегальных финансов или для ухода от налогов. Аналитики Международного валютного фонда считают использование офшоров проблемой для государств. Они привели подсчеты, согласно которым офшоры обходятся правительствам по всему миру в $500-600 млрд в год из-за недостающих выплат в казну налога на прибыль компаний. Более 300 экономистов подписали письмо с критикой офшоров, которые, по их мнению, не приносят экономической пользы мировой экономике.
Впрочем, офшоры могут использоваться и в безобидных целях. Например, знаменитости хотели бы защитить свою приватность и используют офшоры для анонимных покупок. Инвесторы в странах с нестабильной обстановкой используют офшоры для защиты от политического преследования. Экономист, научный сотрудник Института экономических отношений в Лондоне Диего Зулуага указывал, что с 1980-х доля доходов государств ОЭСР с налога на прибыль компаний возросла, хотя именно на этот период пришелся рост использования офшоров. Как отметил Зулуага, офшоры служат важным «мостиком» для международных компаний, позволяя им снижать издержки при работе в нескольких юрисдикциях. При отсутствии офшорных юрисдикций компании совершали бы меньше инвестиций, что замедлило бы темпы экономического роста.
Офшоры могут создаваться для разных целей, а поэтому делать однозначные выводы об этичности таких практик сложно, сказал RTVI экономист и основатель компании по управлению инвестициями Movchan’s Group Андрей Мовчан. Что касается развитых стран, то, создавая офшоры, бизнес в первую очередь преследует задачу оптимизации налогообложения. «Это не значит, что если вы, например, заработали деньги в Англии, то сделали себе офшор и теперь можете не платить налоги совсем, так как в мире существует очень много правил по борьбе с уклонением от налогов. Тем не менее, какие-то выгоды все равно получить можно», — сказал эксперт.
Говоря о России и странах с низким уровнем защиты частной собственности, главная цель создания офшора — возможность отстоять собственные права, полагает Мовчан. Налоговая выгода от владения офшором в России достаточно низкая, учитывая, что, например, плоский подоходный налог в стране составляет 15%. «Может налог на прибыль в офшоре равен нулю, но напрямую себе деньги с офшора не заплатишь, то есть в итоге российский налог на прибыль — или соцвыплаты на зарплату сотруднику — все равно придется платить», — объяснил эксперт.
По мнению Мовчана, офшоры, как правило, имеют британское право, что дает возможность инвесторам и собственникам бизнеса эффективно отстаивать свою позицию в суде. «Если вы владеете в России заводом через офшор, и ваш завод подвергается атаке, то вы в конце концов сможете пойти в суд по месту его регистрации в надежде на справедливое решение. В России решения международных судов пока еще со скрипом, но исполняют», — говорит Мовчан. Что касается «грязных» денег, полученных нелегальным путем, то, здесь, разумеется, главная цель офшоров — спрятать средства, подчеркнул финансист.
Почему в «Архиве Пандоры» нет американских политиков
Наблюдатели и эксперты обратили внимание на отсутствие в списке «Архива Пандоры» американских политиков. «Немного странно, что ни “Панамские архивы” (насколько я помню), ни “Архивы Пандоры” не содержат имен американских политиков. Заставляет задуматься, кто стоит за публикацией этих документов», — задался вопросом в Twitter ведущий научный сотрудник Центра Стоуна по социально-экономическому неравенству Городского университета Нью-Йорка, профессор Лондонской школы экономики Бранко Миланович.
Хотя США — государство-лидер по численности миллиардеров, американцы действительно фигурируют в «офшорных» скандалах реже, чем богатые граждане других стран. В панамских архивах среди американцев упоминалась только бизнес-коуч и финансист Марианна Ользевски. В «Архиве Пандоры» есть упоминания о проекте, связанном с экс-президентом США Дональдом Трампом, однако напрямую опубликованные данные его не затрагивают. Громкие дела об участии американцев в офшорах, как правило, связаны не с журналистскими расследованиями, а с преследованием со стороны налоговых служб. Два фигуранта «Архива Пандоры» из США — бизнесмены Роберт Смит и Роберт Брокман —уже стали предметом разбирательств Минюста. Брокмана, в частности, обвинили в неуплате $2 млрд налогов с 1999 по 2019 год, и в том, что он проводил их через офшоры на Бермудских островах и в Швейцарии.
Чаще всего называют две причины, по которым американские политики и знаменитости не попали в «Архив Пандоры» или панамские документы:
-
Нет необходимости
Как правило, офшорами пользуются по двум причинам — для минимизации политических рисков или для сокращения налогов. При этом нынешний предел подоходного налога в США составляет 37% — меньше, чем в скандинавских странах, Германии и Франции, а при Дональде Трампе был снижен предел федеральных ставок по налогам на прибыль (до 21%). В то же время политическая ситуация в США менее волатильна, чем в странах третьего мира. Наконец, в США действуют низкие ставки на доход с инвестиций, в стране также можно получить щедрые налоговые вычеты. Все это снижает спрос на использование офшоров, по крайней мере физическими лицами.
Кроме того, в США существуют собственные «офшоры» — штаты, которые предлагают инвесторам более выгодные условия и защиту конфиденциальности. «Среди таких штатов можно упомянуть, например, Делавэр или Техас. То есть возникает ситуация, когда отдельные территории помогают американцам легче ускользнуть от всевидящего ока Налоговой службы», — сказал RTVI финансист, президент компании «Московские партнеры», автор Телеграм-канала Bitkogan Евгений Коган. В «Архив Пандоры» входят юрисдикции внутри США — в частности, Южная Дакота, однако это не полный перечень офшорных «гнезд».
-
Тщательнее скрываются
В США действуют жесткие правила по борьбе с уклонением от налогов. Любой гражданин, имеющий счет в иностранном банке на сумму более $10 тыс., обязан ежегодно предоставлять Налоговой службе США все данные о счете. В случае, если американцы умышленно этого не сделали, им может грозить годовой штраф на сумму от $100 тыс. Кроме того, любой иностранный банк обязан сообщать американским налоговикам об открытии у себя счета американского гражданина на сумму более $50 тыс. В противном случае им грозит потеря доступа на американский рынок. «Известно, что американская Налоговая служба — организация, вызывающая боязнь и уважение. Я лично знаю примеры людей, которые не считали себя нарушителями каких-либо правил, но тем не менее получали письма от американской налоговой и выходили из этой ситуации живыми, но, скажем так, общипанными», — говорит Коган. Таким образом, использующие офшоры американцы могут делать это более скрытно и использовать менее традиционные юрисдикции.
В истории с отсутствием влиятельных американцев в офшорных списках сыграли сразу два фактора, сказал RTVI консультант Совета национальной безопасности и Госдепартамента США, бывший советник президента Рональда Рейгана Эдвард Люттвак. «Американцам неинтересно использовать офшоры. Налоговая система, во-первых, может всё это отследить. А во-вторых, никто не запрещает создать траст, например, в Южной Дакоте, и когда вам нужно будет платить подоходный налог — вы просто платите его один раз», — сказал он.
Что грозит владельцам офшоров
Как правило, с серьезными последствиями из-за офшорных операций сталкиваются только политики, причем наиболее остро эта тема поднимается в обеспеченных странах. Например, в 2016 году в отставку после публикации «Панамских архивов» подал премьер-министр Исландии Сигмундюр Гуннлейгссон. Он и его супруга не задекларировали созданную в 2007 году «для личных нужд» островах офшорную компанию Британских Виргинских Wintris Inc. Из-за публикации «Панамских архивов» пришлось оправдываться и премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону. Он признался, что получал прибыль от офшора своего отца-финансиста Иэна. Впрочем, Кэмерон подчеркнул, что платил все налоги в соответствии с законом и отказался уходить в отставку. В России публикация «Панамских архивов», где были упомянуты пользующиеся офшорами россияне, связанные с властью, к отставкам или преследованию перечисленных там лиц не привела.
Пока что публикация «Архива Пандоры» не вызвала громких отставок или увольнений. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в материалах много «голословных утверждений и передергиваний», и они не являются поводом для проверок.
Председатель финансового комитета Верховной рады Даниил Гетманцев, представляющий фракцию «Слуга народа», в своем Телеграм-канале опроверг причастность президента Украины Владимира Зеленского и его окружения к офшорным операциям на $40 млн. По его словам, в «Досье Пандоры» не хватает деталей о том, что «команда Зеленского через чуть более полугода после прихода к власти и продажи Зеленским упомянутых офшоров в январе 2020 года приняла первый антиофшорный закон, которым обложила налогами контролируемые иностранные компании».
Глава чешского правительства Андрей Бабиш подтвердил, что через офшорные компании по совету риэлтеров купил 16 объектов недвижимости во Франции, однако при этом были соблюдены все требования закона.
Евгений Пудовкин