Россия не будет предпринимать никаких действий против стран, сорвавших планировавшийся 6-7 июня визит главы российского МИДа Сергея Лаврова в Сербию, заявила официальный представитель Смоленской площади Мария Захарова. Она добавила, что ничто, тем не менее, «не проходит бесследно». Сербский лидер Александр Вучич назвал случившееся «истерией», заверив, что не станет вводить антироссийские санкции. RTVI разбирался, как Сербии удается столько времени лавировать между Россией и Западом и сколько еще сможет Белград продолжать в том же духе.
Причиной отмены визита Лаврова в Сербию стал запрет Болгарии, Северной Македонии и Черногории на пролет министерского борта через свое воздушное пространство. Все три страны приняли решение о закрытии неба для российских самолетов еще после начала спецоперации на Украине. Впрочем, это не первый раз, когда визиты российской делегации срываются из-за санкций. В конце февраля Лавров планировал присутствовать на сессии Совета ООН по правам человека и Конференции по разоружению в Женеве, но тогда ряд европейских стран тоже отказались пропускать министерский лайнер.
Комментируя срыв своего визита в Сербию, Лавров назвал действия заблокировавших небо стран попыткой лишить Белград права на внешнюю политику. «Это еще одна очень наглядная и поучительная демонстрация, насколько далеко НАТО, да и ЕС готовы пойти в задействовании самых низкопробных способов воздействия на тех, кто руководствуется национальными интересами и не готов жертвовать своими принципами в угоду тем самым правилам, которые Запад навязывает вместо международного права», — сказал Лавров журналистам. Так или иначе, помешать продолжению контактов Москвы с дружественными ей странами наподобие Сербии у Запада не получится, добавил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Премьер-министр Сербии Ана Брнабич назвала сложившуюся ситуацию «невероятной». «Сейчас в мире такой момент, когда никто больше ни с кем не хочет говорить и уж тем более слушать кого-то. И когда у вас визит на таком высоком уровне, можно было бы предположить, что особенно во время кризиса, как сейчас, люди будут заинтересованы выслушать, что у него есть сказать», — заявила Брнабич в эфире сербского телеканала Pink.
«Президент Вучич выразил неудовольствие в связи с обстоятельствами, которые препятствовали приезду главы российской дипломатии Лаврова. Он сказал, что Сербия, вопреки всему, будет защищать свою независимость и самостоятельность в принятии политических решений, продолжит европейский путь при сохранении традиционных дружеских и партнерских отношений со странами на всех континентах, а также продолжит соблюдение военного нейтралитета», — сообщила администрация сербского лидера. «Я давно не видел такой истерии и организованных нападений на такую маленькую страну, как Сербия», — приводит слова Вучича портал Euractiv.
Сербия — единственная страна на Балканах, декларирующая нейтралитет и не стремящаяся вступить в НАТО. Белград и Москву связывают тесные культурные и политические связи. Россия, в частности, выступала против военной кампании НАТО против Сербии во время войны в Югославии 1999 года, а также критиковала судебный процесс над сербскими военными командирами. В 1991—1992 годах от межэтнической федерации Социалистической республики Югославия отделились четыре из шести республик — Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина и Македония. Большая часть этнических сербов в этих республиках выступали за союз с Белградом. Солдаты бывшей Югославской народной армии участвовала в столкновениях с боснийцами и хорватами, обе стороны прибегали к этническим чисткам. В итоге ситуация на Балканах образовались новые независимые государства, с существованием которых Сербия свыклась под прессингом Запада. НАТО не запрашивало одобрение ООН перед началом операции против Сербии в 1999 году. В то же время после вмешательства Запада горячую фазу конфликта на Балканах удалось купировать.
Хотя сербские власти не скрывают стремления присоединиться к Евросоюзу, в марте этого года президент Вучич еще раз подчеркнул, что страна не планирует вступать в НАТО. В качестве причины он назвал как раз бомбардировки Югославии в 1999 году. «Что касается НАТО, сотрудничество это всегда хорошо, и приятно прощать, но мы не можем забыть [жертв бомбежек]», — отметил он. Из шести стран (не считая Косово), которые имеют границу с Сербией, пять являются членами НАТО (Румыния, Болгария, Северная Македония, Хорватия), а еще одна — Босния и Герцеговина согласовала план по вступлению в альянс.
Сербия остается одним из главных кандидатов на вступление в Евросоюз. В 2017 году в Еврокомиссии отмечали, что Сербия способна стать новым членом ЕС уже в 2025 году, однако впоследствии эксперты и политики называли такой срок нереалистичным. В 2020 году Вучич допускал, что страна сможет вступить в ЕС уже к 2026 году. Он подчеркивал, что экономическое развитие его страны — ключевая цель его президентства и интеграция с Европой соответствует этой цели. На сегодняшний день Сербия — одна из самых благополучных стран Балкан, тем не менее уровень жизни в ней еще не сравнялся с показателями членов ЕС. Так, ВВП на душу населения (в $ по текущему курсу) в 2021 году составил $9175 — больше, чем в Албании ($6089), Черногории ($7677) и Боснии и Герцеговине ($5707), но меньше чем в Румынии ($12968) или Хорватии ($16564).
Помимо актуальности таких проблем, как коррупция и организованная преступность, препятствиями на пути вступления Сербии в ЕС, во-первых, является отсутствие мирного соглашения с Косово, которое могло бы решить конфликты между Белградом и Приштиной. Подобное урегулирование, вероятно, повлечет за собой вступление Косово в ООН, что, в свою очередь, потребует одобрения России. Во-вторых, после вступления в ЕС Белграду придется присоединиться к санкционной политике блока. И если солидаризация с наложенными на Россию в 2014 году западными санкциями стала бы для Белграда репутационной потерей, то масштабы антироссийских ограничений, принятых после 24 февраля, могут вызвать серьезные проблемы для экономики Сербии.
15 мая Вучич в эфире сербского телевидения заявил, что Белград будет сопротивляться введению санкций против России, сколько сможет. Прежде сербский лидер подчеркивал, что экономика страны на 100% зависит от российского газа. «Из-за санкций против российской нефти из карманов граждан Сербии украли $600 млн [в год]. Мы находимся в трудном положении», — сказал Вучич 6 июня. Сербия столкнется с еще большими проблемами после 1 декабря, когда нефтяное эмбарго ЕС против России начнет действовать.
Хотя высокие цены на российский газ могут обойтись Белграду примерно в миллиард долларов, отказ от санкций против Москвы будет стоить еще дороже, отмечал Вучич, так как в Сербию перестанут инвестировать и закроют ей доступ к рынку капитала. 29 мая сербский президент заявил, что договорился с президентом России Владимиром Путиным о ценах на газ, которые, по его словам, будут максимально благоприятными для сербской стороны. «Если на бирже TTF цена газа около 960 долларов за тысячу кубометров летом, а зимой, боюсь, что газ вырастет до 3,5 тысячи, а может, и до четырех тысяч долларов за тысячу кубометров, то при нынешней цене будем получать около 340-350 долларов за тысячу кубометров», — отмечал сербский лидер в преддверии сделки.
Евросоюз — крупнейший торговый и финансовый партнер Сербии. На его долю в 2020 году пришлось 61,4 % от общего торгового оборота или $24.4 млрд — на $2 млрд меньше, чем в допандемийном 2019 году. После ЕС основными торговыми партнерами Сербии в 2020 году были Китай (7,2% от общего объема торговли), Россия (5,3%) и Босния и Герцеговина (4,7%). Посол России в Сербии Александр Боцан-Харченко указывал, что по итогам 2022 года товарооборот Сербии и России может превысить $3 млрд.
По состоянию на 2020 год общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций в Сербию составлял порядка $51,8 млрд, следует из данных ООН. Из них на страны ЕС приходилось $18,7 млрд или около 40%. При этом в 2016 году доля инвестиций ЕС составляла 68%. Кроме того, с 2001 года ЕС предоставил Сербии более €3 млрд финансовой помощи. Российские же инвестиции в Сербии составляют $ 2,9 млрд, следует из данных ЦБ.
Конфликт на Украине негативно отразится на сербской экономике, считают аналитики Венского института международных экономических исследований (WIIW). В краткосрочной перспективе страна столкнется с замедлением экономического роста и повышением цен, отмечают они в опубликованном в марте докладе. В WIIW снизили ожидания роста сербского ВВП в этом году с 4,9% на 3,6%, а инфляционные ожидания повысились — с 4,9% до 10%. Балансирование между ЕС и Россией может создавать все новые трудности для Белграда в будущем, отмечают эксперты.
Бывший посол Сербии в Беларуси Среко Джукич считает, что визит Лаврова был призван продемонстрировать, что санкции против России могут обходиться и не имеют под собой смысла. Учитывая сложности сербской позиции по России, отмена визита Лаврова может в некоторой степени сыграть на руку Вучичу, сгладив недовольство ЕС. «Это элегантный способ для сербских властей выйти из неловкой ситуации», — сказал порталу Euractiv аналитик по внешней политике Ненад Себек.