В Германии вслед за Канадой и Скандинавией разгораются споры о введении безусловного базового дохода — системы, при которой каждый человек постоянно получает деньги от государства. У этих новшеств много сторонников среди политиков — от «зеленых» и левых до части социал-демократов — но есть и противники, считающие их скрытой операцией по демонтажу привычной социальной системы. Шеф европейского бюро RTVI Константин Гольденцвайг рассказал о первых экспериментах по наведению всеобщего благоденствия.

В немецком языке нет слова «халява», но ее обладателями этим вечером станут четверо из тысяч желающих. Для них из берлинского офиса общественной инициативы «Мой базовый доход» напрямую в YouTube транслируют очередной розыгрыш. Выигравшая женщина мечтает на полученные деньги перестроить детскую комнату и больше путешествовать вместе с семьей.

Каждый месяц в течение года новый доход размером в тысячу евро выплачивается победителям, которых выбирают с помощью лотереи; теперь самодельный барабан крутят даже немецкие телезвезды — социальный проект в Германии у всех на слуху.

В Советском Союзе нечто подобное называлось кассами взаимопомощи: в этом стартапе собирают и передают пожертвования одних немцев другим, причем не обязательно одаренным, нищим или больным. Как видно из названия, рассчитывать на деньги может каждый. В основе, говорят инициаторы, доверие и уважение к людям.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Именно этот принцип здесь мечтают перенести с частного начинания на государственный уровень. Германия не бедная страна: ежегодно без малого триллион евро попадает в учреждения наподобие центров занятости. Гигантские деньги идут на поддержку безработных и малоимущих, но львиная их доля «застревает» и тратится на содержание инспекторов и чиновников, которые должны помочь с новой работой, решить, кому и сколько положено льгот и квадратных метров. Может быть, справедливее миновать их в цепочке перераспределения — народ ведь не глупее государства?

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

В семье дизайнера Айке двое детей, и у одного из них счастливая рука: зимой в том самом розыгрыше он выиграл для уставших жить в неопределённости родителей эти двенадцать зарплат. Счастливый отец признается, что за этот год изменился не только их бюджет, но и семейная жизнь.

«Ты ощущаешь себя свободнее. Над тобой уже не висит этот дамоклов меч: эй, чувак, завтра квартплату переводить, у тебя деньги-то есть на счету? Деньги есть! Тебе уже не надо напрягаться — ни физически, ни душевно. Другие выигравшие, с которыми я познакомился, после этого начали даже размышлять как-то иначе. Люди раскрываются», — говорит Каульфус.

О том, является безусловный доход солидарностью или уравниловкой, отныне спорят политики. О подобных реформах уже задумывались в других западных странах: в Канаде введение ББД только планируют, в Финляндии в 2018 году завершится двухлетний эксперимент, а в Швейцарии идею отклонили на местном референдуме.

В Германии наблюдается экономический бум и почти искоренена безработица, но это, по мнению мэра столицы, лишь временная благодать.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Договор этот в представлении немецких левых напоминает русскому человеку хорошо забытое «отнять и поделить». «Мы можем ввести налог на богатство, для самых обеспеченных. И, таким образом, резко повысить сборы для всего общества: так, чтобы безусловный доход был у каждого», — считает член «Левой партии» Штефан Раухут.

Найти на это деньги — выполнимая миссия для преуспевающей страны. Например, одним из источников могут быть пошлины для участников биржевых сделок. Однако по мнению критиков проблема в другом: если это светлое будущее поступит по умолчанию на счет к каждому, кто будет работать?

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Впрочем, и среди либералов хватает сторонников безусловного дохода, вернее, одной из двадцати его моделей. Приверженцы радикальных решений считают, что это способ упразднить громоздкую социальную систему. Хотите сами нести ответственность за себя? Так несите.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Как избежать нового наплыва мигрантов, и где гарантии, что безусловный доход не обернется ростом грошовых зарплат? Не только профессорам экономики очевидно: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Тем временем временно безработные родом из российской провинции — в Германию оба только перебрались — Андрей и Алена сидят в уже оплаченном немецким государством социальном жилье и едва верят своим глазам.

«В России, когда я только закончил учебное заведение, я получал пособие по безработице, семьсот рублей, наверное. [В Германии] мы вдвоем получаем каждый по 374 евро. И дополнительно <…> оплачивают, соответственно, [медицинскую] страховку и оплату жилья в определенных нормах. В наших нормах это 535 евро в месяц с учетом коммунальных услуг, но без электричества», — рассказывает временно безработный Андрей Шпак.

Также предоставляются средства на одежду, «подъемные» и льготы на проезд. По немецким меркам выходят все равно очень скромные деньги — в квартире голые стены. Чтобы получать и это, Андрей с Аленой заполнили уйму бумаг, обещали чиновникам искать любую работу и получать образование.

«В чем мы ограничиваем себя? Ну, наверное, в кино не ходим. Потому что весьма дорого. А так, ну, наверное, никаких ограничений нету. В театры, в кафе, в рестораны… Может быть, в Петербурге мы ходили часто. А сейчас себе такого не позволяем. В принципе, это нам и ненужно», — рассказывают они.

Безработные со стажем из числа коренных немцев эту систему пряника и кнута «Харц Фир», ежовые рукавицы, пошитые во времена канцлера Шредера, ненавидят и пытаются снять.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Однако новоприбывшие не жалуются и проверяют вакансии, учат язык: как они говорят, немецкая бюрократия мотивирует лучше, чем подарки судьбы. «Я, например, всегда задумываюсь о том, откуда эти деньги берутся. Ну, например, кто-то их пожертвовал… Я чувствую на себе ответственность даже за то пособие, за 374 евро, которые я получаю», — отмечает Алена Шпак.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Согласно опросам, около половины немцев выступают за такую свободу. Вопрос, согласно ли все население принудительно платить за нее, пока остается за скобками.