Спектакли Римаса Туминаса, Дмитрия Крымова, Бориса Павловича и других известных режиссеров были отозваны из программы фестиваля «Балтийский дом», который должен пройти в Петербурге с 29 сентября по 19 октября. RTVI разбирался в том, с чем это связано и что зрители смогут увидеть взамен.

«Как известно, на этапах формирования и реализации программы любого фестиваля могут произойти изменения. Фестиваль „Балтийский дом“ не исключение: ряд спектаклей ушли из программы, появились новые». Именно такой ответ получила редакция RTVI в ответ на запрос о причинах снятия с программы спектаклей «Горка», поставленного Марфой Горвиц в Южно-Сахалинском театральном «Чехов-центре», «Циолковский» (Борис Павлович в ярославском Театре им. Волкова), «Борис» (Дмитрий Крымов для агентства «Арт-партнер ХХI»), «Война и мир» (Дмитрий Крымов в Театре им. Вахтангова) и других постановок.

«Балтийский дом» — театр-фестиваль. Бывший Ленинградский театр им. Ленинского Комсомола весь сезон функционирует как театральная площадка со своими спектаклями, однако в конце сентября — начале октября приглашает к себе театры со всей России (а до недавнего времени — и из других, чаще всего скандинавских стран) на смотр, в котором обычно постановки на злобу дня сочетаются с заметными классическими постановками.

Тема фестиваля в 2022 году — «Театр нашего времени».

Кого сняли

Среди отмененных показов были и «Ангелы вышли покурить» — последняя постановка Иосифа Райхельгауза, сделанная в должности худрука созданного им театра «Школа современной пьесы». «Это решение фестиваля, спектакль можно будет увидеть на нашей сцене», — пояснил RTVI новый художественный руководитель театра Дмитрий Астрахан. Райхельгауз ушел в отставку в июле — сразу несколько источников в театральной сфере связывали его уход с позицией по участию России в боевых действиях на Украине.

Изменения в расписании коснулись и других, не менее значительных фигур. Так, отменили показ «Войны и мира» — кассового хита Театра им. Вахтангова. Его поставил бывший худрук, российский и литовский театральный режиссер Римас Туминас. Он никак не высказывал свою позицию по поводу российско-украинского конфликта, однако еще в марте не подчинился требованию министра культуры Литвы Симонаса Кайриса разорвать контракт с московским театром, за что поплатился местом в Вильнюсском малом театре.

Римас Туминас в театре им. Вахтангова
Сергей Карпухин / ТАСС

Однако пришлось подчиниться воле другого минкульта — российского: Туминас стал жертвой пранкеров, от имени украинского театра уговоривших литовца поставить спектакль о Степане Бандере. После того как разговор был обнародован, последовало увольнение.

«Война и мир» должна была не только участвовать в фестивале, спектакль также планировали показать на сцене петербургского Александринского театра с 30 сентября по 2 октября. Гастроли отменил сам Театр имени Вахтангова — его директор Кирилл Крок направил организаторам «Балтийского дома» и в дирекцию Александринки письмо, в котором со ссылкой на «технические причины» сообщал об отмене гастролей и приносил извинения. Крок отказался комментировать RTVI, какие именно причины стали поводом для отмены гастролей. Журнал «Театрал» со ссылкой на свои источники писал, что инициатива снятия спектаклей Туминаса якобы исходила от губернатора Петербурга Александра Беглова.

Такая же участь постигла «Бориса» — произведение по «Борису Годунову» режиссера и театрального художника Дмитрия Крымова, который вскоре после начала боевых действий на Украине осудил позицию России и остался в США. Спектакли Крымова уже исчезли из московских театров, подчиняющихся столичному Департаменту культуры: пропали из репертуара «Костик» в Театре им. Пушкина, «Все тут.» в «Школе современной пьесы» и «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция» в Мастерской Фоменко (этот спектакль получил премию «Золотая маска» по итогам сезона 20212022). При этом театры федерального подчинения никаких изменений в свой репертуар не вносили: так, МХТ до сих пор прокатывает его постановку «Сережа» по мотивам «Анны Карениной», а в Театре Наций показывают «Му-му».

Кем заменили

На замену выбывшим спектаклям театры предложили другие. Так, Театр им. Волкова заменил «Циолковского» Павловича на «Отцов и детей» в постановке Анджея Бубеня. Дальневосточный «Чехов-центр» вместо «Горки» Марфы Горвиц представил «Вторник короткий день» Александра Сазонова по пьесе Светланы Петрейчук. Сазонов отказался комментировать RTVI ситуацию, а Горвиц не ответила на запрос редакции.

Павлович сказал корреспонденту RTVI, что комментировать свое снятие с программы ему не интересно. «Позвонили, вежливо сказали, что не получается привезти, — рассказал он. — Ну что ж, сами пригласили, сами передумали, Бог им судья, как говорится».

Театр-фестиваль «Балтийский дом»

«Павловича „отменяют“ за спектакль „Юдифь“ [поставленный на украинском языке по пьесе драматурга Клима в Доме радио], — рассказала театровед, член Ассоциации театральных критиков Владислава Куприна. — Это личное у Петербурга — травить Павловича. В свое время именно культурные власти города настояли на снятии „Юдифи“ с „Золотой маски“. Москва была не в курсе».

«Нас позвали внезапно, сказав, что отменяется приезд наших коллег из другого города. Я подозревал что-то неладное, но подумал, что это решение самого худрука театра, — рассказал RTVI представитель руководства одного из ведущих региональных театров, вызванного на «Балтийский дом» на замену выбывшим коллегам. — Если б я знал о всех этих масштабных отменах, то не запускал бы механизма [выезда на фестиваль]. А когда договорились о гонораре, поменяли репертуар, сделали договор — тут давать задний ход было бы уже странно. Спустя несколько дней я узнал об обстоятельствах — и схватился за голову. Я с уважением отношусь к фестивалю „Балтийский дом“, благодарен им за приглашение, но приезжать на место коллег — в этом есть этически спорный момент, не товарищеский». При этом собеседник RTVI рад возможности показать спектакль своего театра петербуржцам, однако это не отменяет его уважительного отношения к Горвиц, Крымову, Райхельгаузу и Павловичу. «Проблема тут с очевидностью не в нас и не в дирекции „Балтийского дома“, а в бдительных гражданах, пишущих доносы, и в чиновниках, идущих у них на поводу», — считает он.

Афишу фестиваля дополнили «Ревизором» Театра кукол Республики Карелия в постановке Игоря Казакова и «Новаторами» столичного Театра им. Маяковского в постановке Никиты Кобелева, а также «Морфием», поставленным Антоном Федоровым в Псковском театре драмы.

Сцена из спектакля театра кукол Республики Карелия «Ревизор», режиссер Игорь Казаков
Театр кукол Республики Карелия

В афише фестиваля остаются «Р», поставленный Юрием Бутусовым в «Сатириконе», «Пятая печать» Елизаветы Бондарь, «Семья Грей» Андрея Гончарова и «Человеческий голос» Виктории Арчая (все — МТЮЗ), а также спектакли театров из Беларуси — «ТриТформат» привезет «Каренину», Белорусский театр кукол — «Записки юного врача», а Республиканский театр белорусской драматургии — «Камень глупости» по пьесе современного драматурга Константина Стешика. Спектаклем открытия станет «Как Арапа женили. Невероятные приключения Петров Великих и прадеда Александра Пушкина в прошлом, настоящем и будущем» в постановке театра «Балтийский дом» Заглавную роль в постановке Виктора Крамера по мотивам пушкинского «Арапа Петра Великого» исполнит Григорий Сиятвинда.