В воскресенье, 16 октября, в Пекине в Доме народных собраний на западной стороне площади Тяньаньмэнь начался XX съезд Коммунистической партии Китая. На открытии съезда все присутствующие исполнили гимн КНР и молчанием почтили скончавшихся китайских революционеров старшего поколения — Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и других. За день до этого партия завершила все подготовительные работы и определила, кто какую роль сыграет в ходе проведения самого съезда.
Вначале было проведено общее подготовительное заседание 2296 делегатов съезда. Помимо заранее заявленных делегатов, к участию в съезде также были приглашены 83 специальных гостя. Сайт КПК не привел уточнений, но, скорее всего, это представители старших поколений партийных боссов.
Кстати, на заседание не пришли 69 человек. Но КПК уточнений, кто это, не дает. Учитывая возраст некоторых из приглашенных пенсионеров, не у всех есть возможность прийти. Так, бывшему члену Политбюро Сун Пину, который заявлен как делегат, уже 105 лет.
Со стороны атмосфера в Доме народных собраний во время проведения подготовительного заседания выглядела намеренно подчеркивающей величие Си Цзиньпина — в президиуме только он, а перед ним десятки рядов, сидящих друг за другом делегатов. Дело в том, что президиум съезда еще не выбран, и формально все делегаты равны, но вести заседание то кто-то должен. В середине зала расположились делегации от парткомов провинций, военные — по левую руку Си, а нынешний состав Политбюро сидел в самом правом углу прямо у стены.
Подготовительное заседание утвердило список Комитета по проверке полномочий делегатов — специального органа, создаваемого на время проведения съезда в целях формального утверждения уже и так одобренных делегатов. Возглавил комитет глава высшего органа партии по борьбе с коррупцией — член ПК Политбюро Чжао Лэцзи. Его заместителями назначили двух специалистов в сфере HR: главного партийного кадровика, члена ЦК КПК Чэнь Си и военного политкомиссара из Центрального военного совета Мяо Хуа.
Дополнительно на заседании был утвержден состав президиума XX съезда — органа, формально отвечающего за проведение съезда. Согласно Уставу КПК, самый высший руководящий орган партии — это как раз съезд. Центральный комитет (а значит, и избираемые им органы: Политбюро, Постоянный комитет и так далее) действуют между съездами. Соответственно, на время съезда главным органом становится президиум съезда, а главным должностным лицом — председатель президиума съезда.
Но в президиум обычно включают членов Центрального комитета уходящего созыва, персоналии пока что все те же. Де-факто партией продолжает руководить ЦК, но уже под другой вывеской. В этом году в Президиум вошли 243 человека — в том числе, следуя традиции и необходимости показать преемственность курса Партии, и партийные пенсионеры.
В качестве ответственного секретаря XX съезда КПК был выбран главный идеолог и теоретик Компартии — товарищ Ван Хунин. Он — член Посткома Политбюро и руководитель Секретариата ЦК КПК, председатель Центркомиссии КПК по руководству деятельностью в области укрепления духовной культуры. Ван Хунин как раз и формирует идеологическую и теоретическую базу в целях сплочения партии «вокруг Центрального комитета, ядром которого является товарищ Си Цзиньпин».
Также накануне была принята повестка съезда, которую ранее утвердили на 7-ом пленуме ЦК КПК 19-го созыва.
Сразу после завершения предварительного заседания 243 из 2349 делегатов и специально приглашенных гостей переместились в соседний зал, что чуть поменьше, где на фоне 16-метровой картины «Золотая осень в Юяне» провели первое заседание Президиума (Юянь — область на севере провинции Хэбэй, региона вокруг столицы Китая).
Там к Си Цзиньпину за столом напротив членов Президиума присоединился Ван Хунин. Ответственный секретарь XX съезда Ван Хунин не стал выступать без Си Цзиньпина, ведь ранее партия определила требования к делегатам съезда: они должны придерживаться руководства «идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи».
В Компартии любят единообразную структуру. Из состава президиума формируется его Постоянный комитет, в который вошли 43 человека. После голосования за членов политического комитета президиума они — по сути весь Политбюро и отсутствующие заслуженные партийные лидеры — присоединились к Си Цзиньпину и Ван Хунину за 32-метровый стол.
На заседании президиума был зачитан доклад Ван Хунина о том, как прошел отбор делегатов на съезд. Жесткие требования, выдвинутые к кандидатам, — в том числе и отголоски недавних антикоррупционных дел, и продолжение общего антикоррупционного курса товарища Си. Как отметил Ван Хунин, была применена практика «двух подписей» («双签字», шуанцяньцзы). «Две подписи» — необходимость региональному чиновнику иметь две рекомендации: как от партийного начальства, так и от местной дисциплинарной комиссии. Последней руководит, если идти по иерархической пирамиде вверх, Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины. При этом в случае выявления правонарушений у продвинутого дальше наверх кадра, принимавшие решение сотрудники местных дисциплинарных комиссий привлекаются к ответственности.