Лето протестов в российской столице прямо перед выборами в Мосгордуму сменилось неделей судебных заседаний. За четыре дня сразу шесть фигурантов так называемого «московского дела» получили реальные сроки. И пока те, кто выходил на прогулки по бульварам собираются ехать в колонии, эти самые бульвары готовят ко Дню города. Новые велодорожки, зеленые парки, украшенные проспекты — вот, что волнует столичных властей накануне 8 сентября. Как в «похорошевшей Москве» разговоры о благоустройстве уживаются с жестоким подавлением протестов, разбирался корреспондент RTVI Артем Филатов.

«Жить хорошо, а жить в Москве еще лучше» — примерно под таким лозунгом проходит официальная кампания в Мосгордуму. Плакаты висят по всему городу. Власти делают акцент на том, как похорошела российская столица. И, видимо, предполагается, что москвичи должны своими голосами поддержать эти изменения.

Только в этом году на благоустройство Москвы потратят 244 млрд рублей, это почти 4 млрд долларов. Перемены видны даже на небольших улицах. Кандидат в Мосгордуму и глава округа Таганский Илья Свиридов показывает новую пешеходную зону.

Илья Свиридов, кандидат в депутаты Мосгордумы: «Были посажены новые растения, положена новая плитка, во всех дворах сделаны новые детские и спортивные площадки, тренажеры. Посажены новые деревья — липы, каштаны. Причем выбирали их жители, хорошие деревья!»

Жители могут выбирать деревья, но не оппозиционных кандидатов в Московскую городскую думу. Москва — город контрастов. Пока одни гуляют по новой плитке, другим выносят приговор.

Тверской районный суд Москвы. Судья Анатолий Беляков зачитал приговор 26-летнему Даниле Беглецу: два года колонии общего режима. Данил — индивидуальный предприниматель. 27 июля, когда была акция протеста, он шел на встречу с деловым партнером. Как рассказывает Беглец: он поднял с асфальта наушники одного из задержанных и взял за руку сотрудника Росгвардии, чтобы передать их. И теперь будет сидеть за причинение физической боли росгвардейцу. У Данила двое детей, он единственный кормилец в семье.

Беглец

Предприниматель Данила Беглец, обвиняемый в применении насилия к полицейскому во время акции 27 июля 2019 Фотография: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

На бульварах по выходным гуляют протестующие. В будний день здесь просто вечерняя пробка. Здесь мы встретились с Магометом Яндиевым, кандидатом в депутаты Мосгордумы. Он ученый, экономист из МГУ, автор работ, в том числе, по исламскому банкингу. Экономист Яндиев этим вечером идет на встречу с жителями. Здесь — оживленный предвыборный диалог. Кто-то восхищается переменами, кто-то сомневается.

Магомет Яндиев, кандидат в Мосгордуму: «Было плохо. Все это „плохо‟ убрали, положили новые бордюры, посадили цветы, стало красиво. Это здорово? Да, безусловно, это здорово. Работа есть, улучшения налицо. С другой стороны, люди задаются вопросом — сколько на это потрачено наших денег?».

Несколько сотен метров в сторону от бульвара — и сразу видны проблемы. Один из домов со всех сторон окружили строительные площадки. Люди жалуются на пыль и боятся обрушения.

Максим Болотин, житель Москвы: «Мы вообще подвергаемся опасности. Никто не предоставил нам никакой экспертизы, гарантий, никто не застраховал наше жилье».

Артем Филатов, RTVI: «А публичные слушания были?»

Максим Болотин, житель Москвы: «Нет, они говорят, что это территория под развитие, а территория под развитие не предполагает публичных слушаний».

От предстоящих выборов жители хотят одного: чтобы в Мосгордуме появился человек, который будет представлять их интересы.

Артем Филатов, RTVI: «Вас волнует то, что люди протестуют, то, что их задерживают?»

Максим Болотин, житель Москвы: «Конечно, волнует, потому что выборы сделали практически безальтернативными. То есть провластный кандидат везде — на всех автобусных остановках, на всех подъездах, другой информации нет».

Тем временем суды дают реальные сроки другим арестованным по «московскому делу». Программист Константин Котов получил четыре года за то, что несколько раз выходил на несогласованные властями акции.

Мария Эйсмонт, адвокат Константина Котова: «Он не шел вместе с шествием, он не перекрывал пути транспорта, он не скандировал лозунги, хотя скандирование лозунгов не является составом уголовного преступления. Он шел один с рюкзачком, прошел несколько метров. Выйдя из подземного перехода, он был задержан у памятника героям Плевны, и теперь ему дают четыре года колонии».

Артем Филатов, RTVI: «Почему так быстро? Почему суд за два дня выносит приговор?»

Мария Эйсмонт, адвокат Константина Котова: «Я не знаю, я не живу в их головах. Я могу сказать, что это все незаконно. А почему — я не знаю».

Сергей Смирнов, главный редактор «Медиазоны»: «Почему так быстро? Потому что для власти было принципиально важно, чтобы первые приговоры были до дня голосования. И чтобы все поняли: посмотрите, вы возмущаетесь, значит, еще до выборов будете сидеть. А дело Константина Котова — это, конечно же, запугивание всех тех людей, которые, несмотря на запреты, выходят на улицы».

Дизайнер Константин Коновалов хочет, чтобы Москва становилась красивой и удобной. Именно он разработал новый логотип для московского метро. Костя живет в центре и бегает по утрам. 27 июля на него набросились росгвардейцы и сломали ногу. А еще составили протокол об участии в протестной акции, которая тогда даже не началась.

Константин Коновалов, дизайнер: «Я читал „Медиазону‟, я в курсе всего, что происходит у нас в стране. Просто, когда читаешь это в интернете и думаешь, какой абсурд… Раньше было сложно визуализировать этот абсурд, а когда это со мной, я знаю: ну да, оно так. То есть пока сам не столкнешься, не почувствуешь эту глубину».

Впрочем, в Следственном комитете все-таки утверждают, что Коновалов участвовал в несанкционированном мероприятии. Перелом ноги там считают правомерным.

Вместе с поэтом Львом Рубинштейном мы идем по благоустроенным Чистым прудам обсуждаем, чем собянинская Москва отличается от Москвы брежневской.

Лев Рубинштейн, поэт: «Какой-нибудь партийный деятель мог сказать: „Аполитично рассуждаете, гражданин. А это без пяти минут антисоветская статья. Сейчас не надо так. Будьте аполитичными! Вот вам велики, вот вам эти самокаты, вот вам плиточка, вот бордюрчики. Enjoy! И не лезьте к нам. Но мне нравится, что подросло поколение, которое заинтересовалось политикой. И на это уже не покупается!»

Высшая школа экономики считается прогрессивным университетом. По итогам лета там появился свой политзаключенный. Студент Егор Жуков провел месяц в СИЗО по обвинению в организации массовых беспорядков. А другой студент — Артем Тюрин — отсидел восемь суток за то, что собирался на пикет, чтобы поддержать Егора.

Артем Тюрин, студент ВШЭ: «Егору предъявлены новые обвинения, сняты старые, он переведен под домашний арест. Мы достигли только минимальной нашей цели. И впереди мы будем добиваться свободы Егору, снятия всех обвинений и реабилитации».

Следователи изъяли курсовые работы Егора Жукова и изучили его ютьюб-канал. И вот как теперь звучит обвинение: «Жуков разместил на своем канале на видеохостинге YouTube видеозаписи, содержащие публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности по мотивам политической ненависти и вражды, включая насильственное изменение конституционного строя, мятежи и воспрепятствование законной деятельности сотрудников правоохранительных органов».

Дизайнер Константин Коновалов, который работал на транспортную систему Москвы, разочарован. Прежде всего тем, что Мосгортранс потребовал от незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму возместить некий ущерб от акций протеста.

Константин Коновалов, дизайнер: «Мне стыдно за это, стыдно за условного работодателя. Потому что я напрямую сталкиваюсь [с этим]. Я пытался сделать имидж этой компании намного лучше, сделать удобные схемы, графику, а потом эта компания участвует в политических делах, просто позорных, стыдных, и я не знаю… И если честно, мне именно для Мосгортранса делать в ближайшее время ничего не хочется».

Мы разговариваем с Коноваловым на фоне «Ямы». Это еще одно достижение урбанистов, из которого летом крепкие парни из организации «Лев против» стали выгонять посетителей «за аморальное поведение». Во время нашей беседы к «Яме» подъезжает автобус полиции. Известно, что власти собираются обнести это пространство забором.

Константин Коновалов, дизайнер: «Это как раз и говорит, что мэрия и урбанисты-архитекторы, которые улучшают Москву — они не заодно. Люди делают это из лучших побуждений и мирового опыта. А то, что делает город, — а вдруг они начнут там собираться? Потому что место создано для того, чтобы тут собираться, а городу не нравится то, что тут люди собираются».

Москва становится «умным городом»: городом повсеместного вайфая, удобного транспорта, небоскребов и парков. В этом городе растут современные, свободные люди. И еще из городских новостей: прямо перед выборами в мэрии заказали новую систему видеонаблюдения, специально для массовых собраний. В нее встроят программу распознавания лиц.