18 ноября задержали аудитора Счетной палаты Михаила Меня. Его обвиняют в хищении 700 млн рублей в 2011 году, когда он был главой Ивановской области. Для его задержания силовикам потребовалось разрешение Совета Федерации. С какой группой влияния может быть связан Мень, кто дал на него показания, а также какие посты он занимал — в материале RTVI.

Привез Медведева в Плес, критиковал мусорную реформу и незаконную вырубку леса

Михаил Мень — сын известного православного священника Александра Меня, которого убили в 1990 году. Обстоятельства, мотив и виновник преступления до сих пор остаются невыясненными. Расследование брали под контроль Михаил Горбачев и Борис Ельцин, но дело так и не раскрыли.

В детстве Михаил сыграл главную роль в фильме «Деникины рассказы».

После смерти отца в 90-е годы Мень-младший начал политическую карьеру. В 1995 году стал депутатом Госдумы от партии «Яблоко», а пять лет спустя — вице-губернатором Подмосковья. Спустя еще два года Мень ушел в отставку, покинул «Яблоко» и получил назначение на пост заместителя мэра Москвы. В 2004 году его партией стала «Единая Россия».

С 2005 по 2013 год Мень был губернатором Ивановской области. Следующие пять лет занимал пост министра строительства и ЖКХ. С июня 2018 года он работает аудитором в Счетной палате. На эту должность его предложил назначить президент России Владимир Путин.

В Счетной палате он занимался аудитом природопользования и агропромышленного комплекса. В декабре 2019 года, в частности, его департамент сообщил, что почти миллиард гектар лесного фонда страны находится в «серой зоне» и у государства нет сведений о нем. Счетная палата тогда предложила провести инвентаризацию.

В октябре 2020 года Мень раскритиковал мусорную реформу. Его департамент выяснил, что только 7% отходов перерабатывается, а 90% отправляют на свалки и полигоны. В счетной палате тогда назвали ситуацию «близкой к критической».

Мень также считается человеком, близким к окружению зампреда Совета Безопасности Дмитрия Медведева. По словам предпринимателя Алексея Шевцова, возглавляющего «Общество друзей Плеса», именно Мень в 2008 году привлек внимание Медведева к Плесу. Это пошло городу на пользу: в регионе появились деньги, начал развиваться туризм.

Совет Федерации одобрил задержание единогласно Вопрос о задержании Меня «в связи с острой необходимостью» в конце заседания подняла спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Она сообщила, что представление с соответствующей просьбой поступило от Генпрокуратуры. Сенаторы единогласно согласились выслушать докладчика.

Генпрокурор Игорь Краснов заявил, что следствие подозревает Меня в хищении 700 млн рублей из бюджета Ивановской области в 2011 году. Сам Мень в то время занимал должность губернатора и председателя правительства региона. Доказательства его вины у следствия есть, отметил генпрокурор.

По словам Краснова, похищенные деньги из бюджета области перекочевали на счет ОАО «Ивановский бройлер», входящего в группу компаний «Продо». По данным следствия, Мень незаконно использовал областной фонд поддержки малого предпринимательства, чтобы выдать «Продо» финансовый кредит.

Вот только «Ивановский бройлер» не относился ни к малому, ни к среднему бизнесу, а сумма кредита была беспрецедентно велика. В бюджет области деньги так и не вернулись, отметил Краснов. Так, Меня считают подозреваемым по статье о растрате (то есть хищении) в составе организованной группы (ч. 4 ст. 160 УК России). Ему грозит до 10 лет заключения.

Показания на Меня, подчеркнул Краснов, дал его бывший первый заместитель Павел Коньков, который стал следующим главой области. Самого Конькова вместе с директором «Ивановского бройлера» Дмитрия Гришина арестовали еще в июне 2019 года по уголовному делу о растрате 700 млн рублей.

Вопросов к Краснову у сенаторов не было. Глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, в свою очередь, отметил, что материалы уголовного дела, по которому проходит Мень, уже поступили в верхнюю палату парламента, и Матвиенко с ними ознакомилась. Клишас также отметил, что Мень пока остается аудитором Счетной палаты — решений об его отставке никто не принимал.

В результате единогласным решением Совет Федерации разрешил Генпрокуратуре задержать аудитора Счетной палаты Михаила Меня и привлечь его в качестве обвиняемого.

В Счетной палате заявили, что будут ждать итогов расследования, напомнили, что дело Меня не относится к его работе в ведомстве, и отказались от комментариев.

Сам Мень и его представитель узнали об обвинениях из СМИ. «Что это за ерунда? В первый раз слышу. Я не в курсе, в чем дело», — заявил аудитор «Интерфаксу». Спустя несколько часов телефон аудитора стал недоступен, источник ТАСС сообщил, что Меня задержали силовики.

Позже РЕН ТВ сообщил, что Меня допросили в СК и задержали на 48 часов. Суд по мере его пресечения пройдет 19 ноября. По данным телеканала, для него могут запросить меру, которая не связана с лишением свободы. Возможно, ему запретят заниматься определенными действиями.


Кому это выгодно?

Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко в разговоре с RTVI рассказал, что Мень — «человек весомый и уважаемый», но при этом не занимает высокой должности.

«По поводу его [работы на посту губернатора Ивановской области] было много надежд, но нельзя сказать, что они оправдались. Ивановская область такой субъект, в котором сложно добиться больших успехов. Самое известное его достижение на федеральном уровне — это создание в Плесе центра притяжения российской элиты», — пояснил Минченко.

Политолог подчеркнул, что Меня сложно отнести к какой-либо группе влияния, так как «у него очень большая траектория». «Он выходец из „Яблока“, очень плотно был связан с РПЦ, папа его был известным священником. Был в команде бывшего губернатора Московской области Бориса Громова, какие-то отношения имел с группой Медведева. Но это все дела давно минувших дней. На данный момент он просто высокопоставленный чиновник с разветвленной сетью контактов», — сказал Минченко.

С ним согласен президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. «Здесь речь идет о неком символе активизации правоохранительных органов как таковых, нежели ударе по конкретному игроку или сильному участку в политической системе», — рассказал он RTVI.

По мнению Виноградова, сейчас Михаил Мень — не самая актуальная фигура в российской политике. Но, подчеркнул Виноградов, Мень именно политик, а не чиновник или управленец. Причем «достаточно заметный и умеющий налаживать связи». Виноградов предположил, что в Счетной палате Мень «пересиживал до следующей карьерной ступени».

Виноградов полагает, что о дальнейшей судьбе Меня судить сложно, так как неясно, какую меру пресечения он получит. «С другой стороны, вроде бы речь о том, что мера пресечения на период следствия не связана с лишением свободы и это уже успех. Это свидетельство некой относительной мягкости системы. Алексея Улюкаева в свое время домашний арест не спас от реального срока, но символически отсутствие ареста значительно лучше пребывания в следственном изоляторе», — резюмировал политолог.