10 декабря глава российского МИД Сергей Лавров прилетел в Вашингтон с рабочим визитом. Он пообщался с президентом США Дональдом Трампом и госсекретарем Майком Помпео. Основными темами на переговорах стали вопросы контроля над вооружениями и урегулирование ситуации на востоке Украины. Корреспондент RTVI Гарри Княгницкий рассказывает, почему этот визит вызвал шквал критики в Соединенных Штатах, и что он означает для украинского лидера Владимира Зеленского.

Знаете, какой самый популярный анекдот сейчас в Америке? Лавров приехал к Трампу, чтобы президент США отчитался о проделанной работе. Вдруг Конгресс отправит своего лидера в отставку. В Кремле же надо с преемником Трампа определиться… Это, конечно, шутка. Хотя, как сказать. Вы твиттер Адама Шиффа почитайте.

Адам Шифф, глава Комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США: «Трамп встречается с министром иностранных дел России в Овальном кабинете. Снова. Враги приглашены. Союзников держат за дверью».

Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Абсурдность этой позиции господина Шиффа для меня очевидна, как для — я убежден — любого здравомыслящего человека».

Абсурдности в происходящем и правда много. Трамп принял Лаврова именно в тот день, когда Палата представителей выдвинула против президента обвинения в рамках импичмента по двум статьям: злоупотребление властью и воспрепятствование деятельности Конгресса. То есть президент послал демократам этакий сигнал: ну-ну, копошитесь там, все равно в ваш импичмент — Трамп его называл шуткой — никто не верит. Как не поглумиться в твиттере.

Дональд Трамп, президент США: «Только что провел очень хорошую встречу с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и представителями России. Обсудили много тем, включая торговлю, Иран, Северную Корею, контроль над ядерными вооружениями и вмешательство в выборы. Жду продолжения нашего диалога в ближайшем будущем!»

Что? Вы опять обсуждали вмешательство в выборы? Тонкий лед, господа. Дело в том, что на первой встрече в Белом доме, которая состоялась в мае 2017 года, Трамп, как утверждают три источника Washington Post, сказал Лаврову и тогдашнему послу России в США Кисляку что-то вроде: «Да меня не беспокоит российское вмешательство. Америка же вмешивается в чужие выборы». Президент тогда много еще чего сказал. Например, поделился секретной информацией, которую получил от израильтян, поставив под угрозу жизнь их агента.

Майкл Макфол, посол США в России (2012-2014 гг.): «Кто принял решение второй раз пригласить Лаврова в Овальный кабинет? Нет ни одной убедительной причины для этой встречи. Почему они не пригласили Зеленского прилететь из Парижа? Очень странно».

Странно — не то слово. В Париже только-только закончилась встреча в «нормандском формате». Президенты Украины, России, Германии и Франции обсуждали, как прекратить конфликт в Донбассе, и по гамбургскому, точнее, по нормандскому счету толком ничего не решили. Тут бы Штатам замолвить словечко. Что-то типа: «Эй, Москва, руки прочь! Киев же наш союзник».

А Трамп вместо этого что? Я даже не про военную помощь Украине, за которую президент США просил Зеленского нарыть компромат на своего политического оппонента Джо Байдена. Трамп вместо этого принимает Сергея Лаврова в Белом доме. То есть «До свидания, Киев, ко мне тут друг из Москвы прилетел. Не до вас сейчас».

Американские демократы пришли в ярость еще за день до визита Лаврова. И на слушаниях по импичменту в очередной раз прижали к стенке республиканцев.

Эрик Суолуэлл, конгрессмен от Калифорнии: «Попытайтесь угадать, мистер Кастор, сколько раз президент Трамп встречался с Владимиром Путиным или разговаривал с ним?»

Стивен Кастор, юридический советник Республиканской партии в Палате представителей: «Я не знаю, сколько раз…»

Эрик Суолуэлл, конгрессмен от Калифорнии: «Шестнадцать! Окей? Сколько раз президент Трамп встречался в Белом доме с президентом Зеленским? Ноль! И с кем президент Трамп встречается завтра в Белом доме? Знаете, с кем? С министром иностранных дел России Лавровым».

Трамп и Лавров

Фотография: Alex Brandon / AP

Господи, как же не повезло Зеленскому. Трампу нужны хорошие отношения с Россией. А тут еще этот телефонный разговор, из-за которого начался импичмент и в котором Зеленский много лишнего наговорил про Меркель с Макроном. Макрон теперь чуть ли не возглавляет список западных демократий, готовых дружить с Россией. А Меркель нужен «Северный поток-2».

Тут важный момент: российский газопровод в Европу, построенный в обход территории Украины, почти завершен и должен начать работу в середине 2020 года. Американцы недовольны потому, что проталкивают свой собственный газ. Чтобы заставить Берлин сотрудничать, они угрожают санкциями всем причастным к проекту «Газпрома».

Скорее всего, о трубопроводе Лавров говорил в Вашингтоне если не с Трампом, то с госсекретарем Помпео. Чтобы отстали от этого «Северного потока» и не морочили голову Германии.

Иван Преображенский, политолог: «Германия, с одной стороны, поддерживает строительство „Северного потока-2“. С другой стороны, выступает за сдерживание России. Что касается, например, Франции, то она заинтересована в том, чтобы найти в ближайшие полгода способ обходить экстерриториальные американские санкции».

Европейцы не хотят американских санкций. Это когда какая-то швейцарская, к примеру, фирма участвует в строительстве «Северного потока-2» и за это попадает в черный список США. Но на самом деле все не так страшно, говорит экономист Сергей Алексашенко.

Сергей Алексашенко, экономист: «Я думаю, что всерьез эти санкции, ну, знаете: напугали ежа голой задницей».

Россия от санкций, конечно, пострадала, но вполне к ним приспособилась и стройку завершит, полагает Алексашенко. В Вашингтоне это должны понимать. Как понимают и то, что Москва нужна как посредник на переговорах с Китаем с его пугающими оборонными бюджетами. Россия нужна для обеспечения стабильности в Сирии. Россия не помешает для сдерживания Северной Кореи.

Одним словом, много тем, которые представляют — как говорят в официальной дипломатии — взаимный интерес. После ухода из администрации Джона Болтона, идейных ястребов в окружении Трампа, кажется, не осталось. И теперь можно упражняться в искусстве сделки. Договорились, например, об увеличении товарооборота.

Санкции? Нет, не слышали… В целом же визит российского министра в Вашингтон не принес каких-то прорывов. Он, скорее, символический. Но сколько символов увидели неравнодушные, внимательные зрители по всему миру в самом факте нахождения главного российского дипломата в Овальном кабинете!