Весна 2020 года — лучшее время для выхода видеоигр. Ведь половина населения Земли сидит дома на карантине из-за сами знаете чего. В такой момент игры сами собой приходят на ум при вопросе: «а что мне делать дома». Редактор сайта RTVI Дмитрий Лобанов, самоизолировавшись, отправился на битву с демонами в Doom Eternal.
Ад на Земле
Doom Eternal должен был выйти еще в ноябре 2019 года, однако разработчики из id Software решили взять дополнительное время для полировки игры. Признаться честно, с выходом они не прогадали. Eternal стал одним из первых крупнобюджетных игр в 2020 году — наравне с Animal Crossing: New Horizons.
Сюжетную завязку нового Doom можно описать двумя словами. Если в первой части — Doom (2016) — это «Ад на Марсе», то во второй — «Ад на Земле». Сам Eternal сюжетно повторяет другую игру серии — Doom II: Hell on Earth 1994 года.
Итак, демоническое вторжение добралось до нашей планеты и разгребать весь этот бардак снова придется Палачу Рока, который сходу отправляется на Землю рвать и метать демонов. В целом задача у героя простая — убить трех жрецов преисподней и остановить вторжение.
Однако не думайте, что на этом лор игры закончится. В новой части разработчики сильно его расширили. Если в Doom мы получали лишь небольшие описания локаций и редкие сюжетные вставки, то в Eternal за чтением кодекса можно провести целые часы. Сами разработчики говорили, что делают из Doom не просто игру, а целую вселенную.
То, что Doom превращают в целую вселенную, уже понятно из локаций, которые мы посещаем. Убивать демонов нужно не только на Земле, но и на Марсе, его спутнике Фобосе, а также в адском городе Некраволе. Кроме того, разработчики из id Software связали классические игры серии из 1990-х годов с перезапуском 2016 года.
Герой меча и бензопилы
Каждый уровень в Eternal — прямая линия, которая забита боевыми аренами, как и в первой части. Тут становится понятно, насколько разработчики прокачали игру. В Doom у главного героя была бензопила и BFG («Большая чертова пушка»), во второй части арсенал Палача дополнили наплечной пусковой установкой (которая стреляет взрывными или криогранатами, а также является огнеметом) и мечом Горнило — третьим ультимативным оружием, которое разрезает врагов с одного удара.
Сам Палач Рока теперь двигается гораздо быстрее, что обусловлено повышенным темпом игры. Врагов стало больше, и они бьют больнее. Поэтому предупреждение для игроков, которые знакомятся с серией впервые или вернулись к ней спустя долгое время (как и я) — готовьтесь привыкать к управлению и часто умирать даже на нормальном уровне сложности.
Правда, теперь в случае смерти игроку дается еще один шанс в виде токена дополнительной жизни, которые необходимо собирать по уровню. В случае смерти игра откидывает вас не к контрольной точке, а кидает в самую гущу битвы.
Из-за привыкания к управлению складывается впечатление, что оно перегружено. Во время самых ожесточенных сражений нужно одновременно оперировать четырьмя или пятью кнопками с оружием и умениями. Поэтому во время игры ты ощущаешь себя пилотом истребителя, который носится между врагами, умело разбрасывая гранаты, поджигая демонов и распиливая их бензопилой, чтобы получить экстра-патроны и здоровье.
Однако в этом и прелесть Eternal. В первой части разработчики кидали нас на баскетбольную площадку, где против нас играли младшие классы, во второй части — это профессиональные игроки НБА. При этом пол баскетбольной площадки — лава.
Единственная ложка дегтя — местами огромное количество демонов, которые прижимают Палача Рока к стене и убивают его. Однако таких случаев было всего несколько за всю сюжетную кампанию. Сама же игра во время загрузки уровня заботливо напоминает тебе, что «движение — это жизнь».
Еще одно спорное решение — подробные инструкции по убийству боссов. С другой стороны, такое решение можно объяснить вовлечением новых игроков в серию, и чтобы не нарушать темп игры бесконечными смертями как в играх серии Dark Souls (да простят меня читатели за такое сравнение). Кроме того, подсказки всегда можно отключить в меню игры.
Как уже говорилось выше — в игре очень легко умереть. Если долго стоять на месте, то забить Палача Рока смогут даже обычные импы или зомби (самые слабые демоны). В новую часть перекочевали старые враги из предыдущих игр (Арахнатрон, Элемент Боли и Архвиль).
Есть и новые демоны, которые являются своеобразными минитестами на знание механик игры. Самый опасный из них — Мародер, дающий прикурить самому Палачу Рока. Мародер быстр, безжалостен и готов отнять все ваши токены на жизни. При виде него в голове проскакивала только одна фраза: «Ой ***». Правда, на ютьюбе уже появляются ролики, где игроки разносят его за 10-15 секунд. В общем, есть к чему стремиться.
Симфония рока, прокачка и замена мультиплеера
После выхода Doom одной из его лучших особенностей стал саундтрек от австралийца Мика Гордона. В сиквеле композитору пришлось постараться, чтобы достигнуть уровня первой части. Не буду долго расписывать — ему это удалось. Чтобы вы понимали степень проделанной работы: до выхода игры Гордон собрал хор, состоящий полностью из хеви-метал вокалистов.
К сожалению, полный саундтрек пока официально недоступен, поэтому приходится довольствоваться треками, которые вытащили сами игроки.
Во второй части разработчики также ввели полноценную прокачку. Опыт падает игроку после прохождения уровня одиночной кампании и завершения матчей в Battlemod. Последнее стало заменой классического мультиплеера первой части. В Battlemod могут играть три игрока: одному достается роль Палача Рока, остальные управляют демонами. Поэтому, если вы тот человек, который убивает Мародера за 15 секунд, то смело можете применять полученные знания на других игроках.
Вечный Doom
У Doom Eternal стандартная формула сиквела, в хорошем смысле этого слова. Он стал быстрее, злее и больше — удвоив и улучшив формулу первой части.
Конечно, кто-то начнет ругать игру за излишнюю казуальность в инструкциях или раскрашенный визуальный интерфейс, а также за перегруженный микроменеджмент. Многим не понравится постоянная нехватка патронов и обесценивание бензопилы, которую теперь придется использовать чаще на слабых противниках для пополнения жизней и количества патронов. Кто-то будет плеваться от уровней в стиле Марио, где игроку нужно прыгать по платформам и избегать огненных цепей.
Придраться к Eternal есть за что. Однако история с новым Doom чем-то напоминает Control от Remedy, которая вышла летом 2019 года. У нас есть базовая механика — шутер от первого лица — отполированная до блеска, в которой ты просто на подкорке хочешь становиться лучше и быстрее. А под конец игры ты ощущаешь себя настоящим Палачом Рока, которому сам черт не страшен. За это ощущение игре можно простить многое.
Повторит ли новая дилогия судьбу своего прародителя из 90-х годов? Будут ли в Doom Eternal играть и вспоминать через 10-20 лет, во времена, когда само понятие жанра шутера от первого лица меняется на глазах (привет, Half-Life: Alyx)? Честно, у меня всегда было плохо с предсказаниями и аналитикой, но хочется верить, что подзаголовок Eternal («вечный») не просто маркетинговый ход, а нечто большее.