О картинах XXI века и молодых художниках рассказал в интервью Никите Рудакову на канале RTVI заместитель директора Московского музея современного искусства Алексей Новоселов.

Кажется, что в современном искусстве сложно определить, насколько талантливо то или иное произведение. С работами мастеров прошлого было легче, их картины явно тяжело создавались. Получается, что сейчас платят за смысл, а не за мастерство исполнения?

«Не совсем правильно так делить все на черное и белое. Оценивать мастерство работы, даже если она вам кажется простой – довольно дилетантское поведение. Это касается не только современного искусства, но и любой сферы деятельности.

Действительно, сейчас часто важнее мастерство, а высказывание. И это особенность современного искусства. Тем более, если рассматривать концептуализм, где все завязано на смысле работ».

Вы являетесь комиссаром Биеннале молодого искусства. Расскажите, что это?

«Биеннале – это не одна выставка, а набор проектов, который направлен на поддержку молодых художников. Из-за пандемии было тяжело сделать так, чтобы участвовали и иностранные ребята, но мы справились. Многие выступили со своими работами по видеосвязи».

Скажется ли пандемия на подходах людей к творчеству? Может быть, художники откажутся от холстов и будут рисовать на каких-то цифровых платформах?

«Интерес к цифровому искусству появился, как только возникли технологии, и с тех пор он только растет. За прошлый год качество цифровых работ выросло. Раньше художники чуть хуже обращались с техникой, но сейчас все научились.

На нашей Биеннале даже есть работа, которую сделали не меньше 17 художников из самых разных стран. Все они во время работы находились у себя дома. Изначально их проект не планировалось делать именно так, но из-за пандемии художники пошли на эксперимент. Это тоже стало возможным благодаря цифровизации».

Как вы вообще выбираете художников для выставок, биеннале?

«У нас принцип конкурса, в котором могут участвовать все. Это нам кажется важным, если мы хотим поддерживать молодых художников. Есть ограничение, но только одно, кандидату не должно быть больше 35 лет. Например, на один из конкурсов нам прислали 370 заявок из 40 стран. Для многих художников наши биеннале – первый шанс выставиться».