Какой дизайн интерьера сегодня в моде, полезен ли «умный дом» и почему современным застройщикам стоит обратить внимание на идеи конструктивистов. Об этом RTVI поговорил с директором Московского музея дизайна, член Международного союза дизайнеров Александрой Саньковой. Она также рассказала о современных тенденциях в интерьере, о работе со светом в квартире и о том, где после ухода «Икеи» искать мебель.

Александра Санькова
Директор и сооснователь Московского музея дизайна

Полезен ли «умный дом»

У нас в Московском музее дизайна идет выставка «История российского дизайна. Избранное», и мы каждые три месяца делаем переэкспозицию. Сейчас как раз идет переэкспозиция с «Яндекс Музеем» про технологии, и мы планировали сессию под названием «Мой дом умнее меня?». На самом деле не все понимают, что такое «умный дом». Все думают, что это — супердорогие технологии, а это просто комфортный дом, к которому подключены доступные технологии, а все остальное осталось тем же.

Концепция «умного дома» совершенно не устарела: сколько будут прогрессировать технологии, столько будет прогрессировать наш дом.

Всем хочется, чтобы у них вовремя включались батареи, отключались, если становится жарко, чтобы когда нужно работал теплый пол. Если ночью становится жарко и ты задыхаешься, то не нужно вставать и открывать форточку, за тебя это может сделать таймер, встроенный в телефон, программа, связанная с системой отопления и отслеживающая температуру.

Евгений Еремеев / Московский музей дизайна

Люди, которые не хотят цифровизироваться, может быть, не совсем понимают, что это такое, какие от этого плюсы. И когда mos.ru делает рассылку о том, что десятки тысяч людей старше 60 лет уже присоединились к системе, — на самом деле это достижение. Вы наверняка знаете, что бабушкам, дедушкам, родителям нужно помогать, когда они говорят «У меня телефон не работает», а у них просто понизилась яркость экрана. При этом любой молодой человек на улице тыкнет пальцем и повысит ее. Поэтому, конечно, «умный дом» стал нашей новой реальностью и всегда теперь будет с нами. Просто так получилось, что он называется «умным», может быть, кого-то это пугает. Но не бойтесь — это комфортный дом.

Сейчас появилось много разных технологий: лампочки, которые не нагреваются, розетки, включающие всякие девайсы. Например, с телефона можно утюг выключить и не бежать домой с работы, если забыл отключить его. Есть роботы-помощники дома типа «Алисы», которая заметки может писать и вам про лекарства или встречи напоминать, включать или делать тише-громче музыку. Это все нужно.

Молодежь быстрее воспринимает цифровые технологии, а тем, кто постарше, тяжело представить, что можно сделать свет ярче, музыку тише и пульт не надо доставать. С «умным домом» будет дружить наше поколение — те, кому сейчас до 40-50 лет. Мы будем на пенсии с удовольствием пользоваться плодами разработчиков «умного дома».

Что «умный дом» может предложить интерьеру

Есть освещение, которое меняет цвет, — так с помощью света можно менять интерьер. Я вообще люблю, чтобы в интерьере не было цвета никакого, потому что тогда можно добавлять аксессуары: покрывала, книги, растения, — они дают акценты. Я считаю, что, если хочется сделать нормальный интерьер, нужна базовая цветовая гамма: белая, серая, бежевая. И уже после этого будет бесконечное количество возможностей, меняя аксессуары, шторы, ковры, менять свой интерьер. Если покрасил, например, стены в черный цвет, то ты уже попал, потому что надо будет уже уносить мебель, перекрашивать. Чтобы этого не было, можно менять интерьер с помощью света.

Плюс есть такие вещи, как коллекционные дизайны. Сейчас на Московской неделе интерьера и дизайна я видела классные зеркала из переработанного картона в виде народных мотивов, но в современном переосмыслении. Это уже, конечно, не про «умный дом», но это про то, что дом можно какими-то деталями оформлять. Так как это лимитированная коллекция, ты покупаешь как картину предмет дизайна, и у тебя интерьер ни на кого не похож. И, выходя из дома, будешь смотреться в зеркало и радоваться, что у тебя есть что-то такое, чего нет ни у кого, но при этом будешь этим пользоваться каждый день.

Какое направление в дизайне сегодня самое популярное

Мне кажется, что эклектика. Сейчас есть возможность сделать интерьер в любом стиле в зависимости от преференций, архитектуры дома. Если, например, в девяностые и двухтысячные годы присутствовал диссонанс, когда люди в панельном доме расписывали потолки ангелочками и облаками, ставили мебель с золотой резьбой. У меня много друзей, которые учились монументальной живописи, и у них заказов просто море! Они постоянно расписывают потолки облаками. В панельках, пятиэтажках, то есть все это продолжается. Или был другой пример: люди с большей фантазией расписывали квартиру копиями малых голландцев. На мой взгляд, такой декор совершенно неуместен в советских многоквартирных домах.

Может быть, минимализм пришел в нашу жизнь с появлением в том числе «Икеи». Но все равно некоторые люди с бюджетом выше среднего обращались к товарам «Икеи» или другим скандинавским брендам, а кто-то строил себе исторические замки, дворцы.

Евгений Еремеев / Московский музей дизайна

Но каждый, конечно, сам решает. Потому что надо жить все-таки в интерьере, в котором тебе комфортно, где твоя жизнь будет гармонична. И когда интерьер делают архитекторы и дизайнеры, надо участвовать в работе, давать хорошее ТЗ.

Сейчас много компаний которые массово проектируют кухни и встроенную и секционную мебель, где сразу компонуют проект целиком по твоей задаче, выбирают с тобой, все более-менее друг другу подходит. Тем и хороша Московская неделя дизайна и интерьера: во-первых, люди узнают, что такое дизайн, во-вторых, какие есть производители в России. Есть большие мебельные центры — «Леруа Мерлен», Hoff, OBI, но у них нет общей экспозиции, посетителям непонятно, как это все скомпоновать. А людям надо, чтобы они видели: компоновать надо этот предмет с этим. И надо знать — если обращаться к помощи дизайнера, это не так дорого, как может казаться, но он может дать два-три варианта для интерьера.

Возможен ли уют в 20-метровой студии

Сбылось то, о чем мечтали конструктивисты — минимальные жилые ячейки. Они в 1920-е высчитывали минимальную площадь функциональной зоны, чтобы как можно меньше люди делали шагов — например, от кухни до стола, от стола до кровати. Жилая комната будет трансформироваться и служить днем как кабинет для работы и помещение для индивидуального отдыха, а ночью — как спальня.

Исходя из такого назначения жилой ячейки, наименьший размер ее, включая оборудование, должен быть установлен: по фасаду (наружной стене) 2,8 м, в глубину 3 м, что составит 8,4 кв. м. Если принять за минимальную высоту 2,6 м, то минимальный объем жилой ячейки будет 21,84 куб. м.

Конструктивисты строили дома-коммуны после революции, где были бы и столовые, и прачечные, и детские сады. Они полагали, что быт будет общественным: не нужны будут кухни, потому что люди будут есть в столовых, душ тоже не нужен — все будут мыться в банях, будут общественные прачечные, дети будут ходить в школы и сады, а женщины — на работу. Дом нужен будет только для того, чтобы было, где переночевать. Поэтому они и строили такие дома, как, например, Дом Наркомфина на Новинском бульваре. Но это дом переходного типа, там архитекторы делали двухэтажные ячейки, типа «F». Квартиры рассчитывали на семьи из одного человека, двух, трех, но старались, чтобы была все-таки интересная архитектура.

Сейчас реализовалась мечта конструктивистов. После революции люди начали массово переезжать в города и нужно было все больше уплотняться. Сейчас уже есть такие технологии, что в студиях помещаются и душ (раньше в лучшем случае он был запланирован на две квартиры), и маленькая кухонька. Конструктивисты тоже предполагали, что будут кресла-кровати или кровати-трансформеры, которые днем превращаются в шкаф, они это спроектировали в двадцатые годы. То есть сегодня их рациональные решения стали реальностью.

Даже такие квартиры можно сделать комфортными, зонировать. В Советском Союзе, например, ставили полки на просвет, потому что нужно было отделять зону, где дети уроки делают, от той, где родители телевизор смотрят. Общественное пространство разделяли кованными перегородками-кашпо — все это было.

Евгений Еремеев / Московский музей дизайна

Сейчас новая итерация, третий виток минимализма. В первый раз это было вызвано плановой экономикой, во второй — хрущевками, а теперь — апартаментами. Сейчас он появился в условиях свободной экономики, когда люди не могут купить что-то большое.

Например, студенту, у которого родители в другом городе, могут купить только маленькую квартиру подешевле, и это будет дешевле, чем снимать шесть лет.

Конструктивисты и тогда планировали минимальную жилую площадь восьемь метров. Девелоперы вообще могли бы брать их планы, писать «проект Гинзбурга» и делать апартаменты.

На что обратить внимание на Московской неделе интерьера и дизайна

Я думаю, людям стоит пройтись, посмотреть на общие тенденции. Там представлены не только российские, но и китайские фабрики, и узбекские, и из многих других стран. Можно присмотреть для себя какой-то объект, фабрику и понять для себя, что происходит в мире доступного дизайна, если вы занимаетесь интерьером или планируете ремонт. На Неделе можно получить представление о том, что есть на российском рынке, но все равно стоит понимать, что это лишь малая толика того, что существует реальности. На выставке есть люди, которые сами производят мебель, которые сами архитекторы, а есть компании-агрегаторы, выставляющие производство других фабрик.

Сейчас нужно миксовать все. Это раньше было: пришел, взял, ушел. Теперь нужно немного больше фантазии включить. И как раз Московская неделя интерьера и дизайна — одно из тех мест, где можно чуть больше о дизайнерах узнать.