Производители Армении могут заполнить ниши, которые освободились после ухода из России международных компаний. Речь прежде всего о напитках, вине и текстиле. Об этом заявил министр экономики Армении Ваган Керобян в интервью RTVI.
«Сейчас наши компании одна за другой заключают крупные контракты по экспорту питьевой воды, газированной воды, соков», — рассказал министр.
Договоры на поставки в Россию продукции текстильной промышленности Армении, по его словам, «фиксируются каждый день». «Экспорт текстиля вырос за год на 260% за первое полугодие, и мы видим, что эта волна продолжается, и все новые и новые договоренности между российскими сетями и армянскими производителями заключаются. Сейчас этот тренд на подъеме», — рассказал Керобян.
Российские продуктовые сети «обратили внимание на армянское вино» и «есть много новых контрактов»: «Да, [пока] армянское вино не такое уж популярное в России, хотя оно уже очень хорошего качества, — отметил министр. — Сейчас наши производители примерно на 100% загружены, и здесь мы тоже видим бурный рост».
Россия — крупнейший торговый партнер Армении
Поставки из Армении в Россию выросли на 48,4% до почти $543 млн в первом полугодии 2022 года по сравнению с январем-июнем 2021-го. Импорт Армении из России вырос почти на 42% до $1,164 млрд, следует из данных Статистического комитета Армении. Российские инвестиции в Армению достигают $2 млрд.
В то же время США включили Армению в список стран, которые могут быть использованы для обхода санкций. «Ситуация под контролем, — заверил министр. — Не нарушаются санкции, нет особых рисков для попадания в волну вторичных санкций».
Иногда армянские банки и компании «даже слишком усердствуют» в соблюдении ограничений, из-за чего бизнес может упускать новые возможности, посетовал министр.
Кризис после начала боевых действий на Украине несет гуманитарные угрозы, подчеркнул Керобян. Риски для продовольственной безопасности «очень высоки», констатировал министр: «Цены на продовольственные товары подскочили, и есть дефицит по многим продуктам».
Как санкции осложнили перевозки
Вторая «самая большая угроза» — логистическая. «Из-за разрыва логистических цепочек еще и со времен пандемии COVID-19, цены на логистические услуги тоже выросли неимоверно, — отметил Керобян. — Еще и нехватка транспортных средств, есть проблемы с пропускной способностью некоторых участков».
Контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» — на границе Осетии и Грузии оказался чрезвычайно загружен, потому что «огромные грузопотоки, которые шли в Россию из Европы через Украину и Беларусь, теперь идут через Турцию и Грузию», отметил Керобян.
Армянские грузы начали пропускать через границу быстрее в приоритетном порядке, рассказал министр. За первую половину августа поток армянских грузов вырос на 50%. С российской стороны заработала вторая зона для растаможивания или таможенного оформления грузов.
Летом власти Армении анонсировали начало регулярного паромного сообщения, связывающего грузинский черноморский порт Поти с российским портом Кавказ в Азовском море (Краснодарский край). Маршрут должен стать альтернативой для армянских перевозчиков товаров, которые сейчас вынуждены ждать в очередях на КПП «Верхний Ларс».
Запуск откладывается главным образом из-за санкций против России, объяснил министр. Портом владеет голландская компания APM Terminal Poti, «у которой есть большие интересы в США», отметил министр: «Поэтому они пытаются очень консервативно смотреть на все это. И вот мы все еще в процессе “дожатия”».
«Без устойчивого паромного сообщения, которое соединит железнодорожные системы Армении и Евразии, не получится развивать промышленность Армении», — подчеркивает министр. Армения будет субсидировать паромную часть логистики в первые 6 месяцев, после чего паромное сообщение должно стать устойчивым и регулярным, добавил министр.
Паромное сообщение призвано увеличить экспорт из Армении в Россию. Паром будет ходить в рейсы из порта Поти в порт Кавказ и обратно дважды в неделю. Если через «Верхний Ларс» груз в Россию идет в среднем неделю, то перевозка паромом позволит сократить срок до 3 дней.