Правительство Австралии вслед за США объявило о дипломатическом бойкоте зимних Олимпийский игр в Пекине, которые пройдут с 4 по 20 февраля 2022 года. По словам премьер-министра страны Скотта Моррисона, причиной стали нарушения прав человека в Китае, пишет Reuters.

Моррисон также отметил, что на принятие решения повлияли действия китайских властей против австралийского импорта товаров. Торговая война между двумя странами началась после прошлогоднего призыва премьер-министра Австралии инициировать международное расследование причин происхождения коронавируса SARS-CoV-2. Тогда Китай, который является крупнейшим партнером Австралии с точки зрения экспорта, повысил ввозные пошлины на австралийское вино и ячмень, а также прекратил закупать местный уголь.

В связи с этим официальные лица правительства Австралии не поедут в Китай на предстоящие Игры. Олимпийский комитет Австралии поддержал решение властей, однако, по словам его представителей, несмотря на это заявление, спортсмены все же будут участвовать в соревнованиях.

В свою очередь, представители посольства Китая в Австралии заявили, что власти страны занимаются «политическим позерством». Также китайцы отреагировали на бойкот со стороны властей США, которые первым объявили о бойкоте. Представители посольства Китая в Вашингтоне назвали решение политической манипуляцией и нарушением олимпийского духа. В китайском МИД между тем заявили о намерении принять меры в отношении США.

В Международном олимпийском комитете (МОК) в свою очередь отметили, что уважают решение США. Представитель организации высказал мнение о том, что присутствие или отсутствие государственных чиновников и дипломатов на Играх — это личное решение каждого правительства.

Возможность принять аналогичное решение рассматривают власти Великобритании, но пока о нем не объявляли. Этот вопрос планируется обсудить на встрече министров иностранных дел стран G7, которая пройдет 10-12 декабря.

О принятии такой же меры в скором времени может заявить и Канада. По словам официального представителя канадского МИД Кристель Шартран, ведомство обсудит это вместе с «партнерами и союзниками». Дипломат отметила, что в Канаде глубоко обеспокоены сообщениями о нарушениях прав человека в КНР.

Также к дипломатическому бойкоту Олимпиады в Пекине может присоединиться Чехия. Так, кандидат на пост министра иностранных дел республики Ян Липавский заявил, что он не хочет говорить от лица всего будущего кабинета, однако не рекомендует отправляться в Пекин и сам не стал бы принимать участие в этом мероприятии. А вот Италия, похоже, не собирается бойкотировать Игры, сообщает Reuters со ссылкой на источник в итальянском правительстве.

Между тем в Европарламенте призвали к «тотальному бойкоту» Олимпиады в Пекине. Заместитель председателя Европарламента Никола Бер заявила, что это наименьшее, что можно ожидать от западных стран в этой ситуации. По ее словам, соревнования будут проводиться «не в том месте и не в то время», и Европа и США не могут «спокойно наблюдать» за «пропагандистским спектаклем» Китая в тот период, когда в стране нарушаются права человека.

Что о бойкоте говорят в России

Решение США также прокомментировали в России. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что главное в этой ситуации — то, чтобы спортсмены могли принять участие в стартах. Он также добавил, что Игры будут проходить в условиях жестких коронавирусных ограничений, а китайская сторона уже давно согласовала с МОК то, что не будет приглашать официальных лиц. Кроме того, представитель Кремля указал на недопустимость привнесения политики в олимпийское движение.

В свою очередь министр спорта России Олег Матыцин заявил, что дипломатический бойкот зимних Олимпийских игр в Пекине со стороны властей США идет вразрез с геополитикой.

Западные страны обвиняют КНР в массовых репрессиях против уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Пекин в свою очередь отрицает обвинения мирового сообщества. В КНР объясняют свою политику необходимостью искоренения сепаратизма и радикального исламизма.

Уйгуры — тюркский народ, который исповедует суннитский ислам. Примерно десять миллионов представителей этого народа проживают в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.